Методическая копилка
Адаптация | Возрастные особенности | Проблемы обучения | Работа с группой риска | Эмоциональные состояния
Я – первоклассник (программа по адаптации)
Программа реализуется каждый учебный год. Начинается во время подготовительных занятий в рамках коррекционной программы «Лесная школа» и заканчивается в первом классе «Я — первоклассник». ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!” Пояснительная записка Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением […]
Школьная дезадаптация
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПУТИ И СРЕДСТВА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ Н.В. Вострокнутов Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Москва Для развития концепции социальной работы, воспитания и образования в современных условиях определяющее значение имеют базовые принципы взаимодействия личности, семьи и общества, принятые в соответствии с Конвенцией о правах ребенка […]
Рекомендации психолога классным руководителям по осуществлению благоприятной адаптации учащихся 1-х классов к учебному процессу
1.Обратить внимание учителям на полученные результаты и при составлении поурочных планов увеличивать количество заданий и игр развивающего характера по выявленным проблемам. 2.Испоьзовать индивидуальные карты психологического обследования для составления плана индивидуальной работы с учениками. 3.Использовать методы и приемы, развивающие познавательные процессы детей, повышающие мотивацию к учебному процессу. 4.Развивать кругозор учащихся не только через систему уроков, но […]
Радуга эмоций и чувств
Радуга эмоций Коррекционно–развивающее занятие, в рамках Недели психологии, по программе М.М. Безруких «Все цвета, кроме чёрного» Задачи: • развитие представлений у подростков о роли эмоций и чувств в жизни человека; • развитие представлений о формах выражения эмоций, освоение навыков регуляции своего эмоционального состояния Ход занятия Чувства – это переживания человека, выражающие его отношение к тому, […]
Психолого — педагогическая программа по коррекции и развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников в условиях межличностного взаимодействия
Основные понятия. Познавательная сфера личности включает в себя: развитие психических функций, произвольной регуляции психических процессов, речевой регуляции, мотивации и интеллекта. Эмоциональная сфера: основы саморегуляции, эмоциональное осознание собственных чувств, переживаний, формирование основ эмпатического взаимодействия. Эмпатия – умение понимать другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Рефлексия – процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. […]
Психологические особенности адаптации школьников
Психологические особенности адаптации школьников
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников
Форма дезадаптации Причины Коррекционные мероприятия Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям Неспособность произвольно управлять своим поведением Неправильное воспитание в семье (отсутствие […]
Программа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и […]
Памятка для родителей
В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, […]
Особенности познавательной сферы первоклассников – возможности и границы
Для успешного начала обучения детей в школе взрослые должны помочь им: — во-первых, адаптироваться к новым социальным условиям, о которых мы говорили в статье «Первоклассник – новый этап в жизни Вашего ребенка и Вашей семьи»; — во-вторых, научить их получать радость от интеллектуального труда; — в-третьих, сформировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к […]
Организация и содержание периода адаптации к школе первоклассников система Л.В.Занкова
Единство интеллектуального и эмоционального (методическое свойство многогранности) решается в пользу эмоционального, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу. Мотивы учебной деятельности первоклассников прямо связаны с характером их эмоций, с их душевным состоянием на уроке. Поэтому исходное требование системы общего развития – создание в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, доверия ребенка учителю и классу – приобретает […]
Методы оценивания личностных универсальных действий
1. Самоопределение и смыслообразование Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) Цель выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступле¬нию в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: 6,5 – 8 лет. Метод […]
Диагностики дошкольной зрелости
Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук Ольга БАРЧУК ДИАГНОСТИКА ДОШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ В основе предлагаемого методического приема лежит идея диагностики дошкольной зрелости. Последняя является основным условием успешного обучения ребенка в начальной школе. Это утверждение уже звучало на страницах «Школьного психолога». Так, в тематическом номере «Подготовка к школе» была опубликована статья М. Битяновой «Куда уходит детство?» (см. «Школьный […]
Ваш ребенок стал учеником
(сценарий встречи школьного психолога с родителями первоклассников) Семья — персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии. Сегодня большинство родителей посещают школу эпизодически, проявляют собственную инициативу в вопросах школьной жизни своего ребенка пассивно, неохотно. В наши дни школа — наиглавнейший советчик и помощник семьи. Сегодня, имея ограниченное количество рычагов […]
Адаптация первоклассников к школе
1. Физиологическая адаптация. Мы рассматриваем физиологические аспекты адаптации для того, чтобы учитель знал и понимал, почему на этом этапе обучения нельзя чрезмерно интенсифицировать учебную работу, почему дети так быстро устают и так трудно удержать их внимание. Возможности детского организма далеко не безграничны, а /длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму […]
Адаптация первоклассника к учебе в школе
Можем дать Вам следующие рекомендации как помочь ребенку легче адаптироваться к школе: — Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку. Не подгоняйте с утра и не дергайте по пустякам. Не надо укорять его за ошибки, даже если вчера предупреждали. — Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», […]
Адаптация в широком смысле
Возможности психолого-педагогической поддержки учащихся, реализуемые в Московской Государственной Педагогической Гимназии –Лаборатории №1505 Сразу оговоримся, что в нижеследующей статье мы будем обсуждать далеко не все возможные аспекты деятельности учебного заведения по психолого-педагогической поддержке учащихся, так как это невозможно сделать в столь небольшой работе. Стоящая перед нами задача значительно скромнее. Мы стремимся определить дополнительные возможности данного вида […]
Адаптация 1 класс. Опросник для учителей
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ Опросник для учителя 1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе. 2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы). 3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, […]
Адаптация к школе
Различают три группы детей адаптационного периода. 1 группа детей Адаптация к школе в течении 2-х недель. Дети с желанием вступают в контакт с окружающими (Я хочу!). Умеют организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации. Дети, относящиеся к быстрой адаптации умеют согласовывать действия со сверстниками. 2 группа детей Адаптация от […]
Психолого-педагогический статус учащегося начального звена
(Кодирование) Психологические пара-метры школьного статуса ребенка Психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик Познавательная сфера: 1.1. Произвольность психических процессов 1. Высокий уровень учебной активности, самостоятельности 2. Принятие целей, заданных учителем 3. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем 4. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной […]
Особенности познавательной сферы первоклассников
возможности и границы Для успешного начала обучения детей в школе взрослые должны помочь им: — во-первых, адаптироваться к новым социальным условиям, о которых мы говорили в статье «Первоклассник – новый этап в жизни Вашего ребенка и … Вашей семьи»; — во-вторых, научить их получать радость от интеллектуального труда; — в-третьих, сформировать потребность в умственном развитии […]
Возрастные кризисы детей, этапы развития личности по Э. Эриксону
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ (от греч. krisis — переломный момент, исход) — условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. ПсихоанализПри этом многие иссследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с […]
1 класс
У вас Событие — ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок. Это естественно, поскольку каждый маленький человек — неповторим, у него свой внутренний […]
2 класс
Обратим сначала внимание на особенности самооценки второклассников. Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации ребенка к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник достаточно хорошо представляет себе, что ждет его в школе. Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них […]
3 класс
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим […]
4 класс
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. К четвертому […]
Школьная тревожность. Под гнетом школьных требований
Анна ПРИХОЖАН, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического Поступление ребенка в школу связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, […]
Проблема индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей
В человеческом обществе развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которого заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: […]
О мотивах учения
Будущие первоклассники, как правило, хотят учиться. Они хотят пойти в школу, стать учениками. Есть, правда, среди них и те, кто плохо представляет себе то, чем ему придется заниматься, но в школу все равно хочет. Кому-то интересно познавать новое, кому-то – просто «портфель носить», а кто-то хочет посмотреть, «куда отметки ставят», а кому-то хочется все это […]
Метод ключевых слов
Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац. Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова. После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как […]
Медлительные дети
Медлительные дети и в самом деле очень осложняют жизнь семьи и детского коллектива — они медлительны в действиях, в реакциях на слова взрослых, их нужно постоянно торопить, подгонять, а при этом они затормаживаются еще больше, т.к. для них это стрессовая ситуация Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов (медлительных), накладывают отпечаток и на их […]
Как работать с агрессией
Указанные в схеме причины, виды, формы и последствия агрессивных действий могут, по-видимому, подсказать психологам и те приемы, которые можно использовать для работы с агрессивными детьми. Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. При этом можно достаточно жестко пресечь агрессивные действия или (если это не […]
Как готовить домашние задания
Памятка для учащихся 1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен. 3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету. 4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в […]
Замкнутый ребенок
Замкнутость ребенка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и […]
Если ребенок левша
На сегодняшний день существует уже немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей, чьи родители не смогли помочь им отстоять свое право на леворукость. Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек и от вашего понимания, […]
Гиперактивные дети в школе
Практически в каждом первом классе с начала учебного года выделяются дети, которые находятся в постоянном движении: даже сидя, без конца меняют положение тела, играют то ручкой, то собственными пальцами, отвлекаются, а на переменах вступают в драки и бегают до пота. На уроках реагируют на любой раздражитель, не могут сосредоточиться, плохо переключают внимание, у них ужасный […]
Внеклассное мероприятия в рамках недели посвященной профилактике вредных веществ
Экспресс- тренинг по предупреждению зависимостей. Для таких занятий Необходимо создать соответствующие условия. Для этого лучше всего парты убрать и оставить лишь стулья. Класс лучше разделить на несколько групп (по 7—12 человек) и занятия проводить в отдельности с каждой группой. Стулья расположили по кругу, расселись. Ведущий сразу же знакомит учащихся с правилами группового общения: «Мы сидим […]
Тенденции в развитии внутрисемейных взаимоотношений с родителями (как видят их подростки)
1.Испытывая по отношению к себе прежде всего равнодушное по сути отношение родителей (высокая автономность), подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье, что, вероятно, является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. В то же время они испытывают высокую потребность в близких и психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях, […]
Среди гипертимных личностей встречаются разные подтипы
Среди них — эпилептоидный и близкий к нему — возбудимый. Первый из них проявляется особенно выраженным упрямством и настойчивостью, педантизмом, упорной приверженностью взятой на вооружение идее или делу, повышенным чувством соперничества, ревнивым и завистливым характером, склонностью к накоплению негативных эмоций с последующим взрывом аффекта. Если эти качества задействованы, к примеру, в спорте, то там они […]
Социально-психологические причины девиантности в поведении несовершеннолетних
Как отмечают Б.И. Иманбекова, А.Лыков «Правильная классификация видов девиантности несовершеннолетних – основа успеха в коррекции их поведения». 1. Атикова Л.П. Сборник методических рекомендаций по организации работы по предупреждению преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних (Учебное пособие). – Алматы, 1996г. 2. Атикова Л., Лыков А., Шулепов В. Отклоняющееся (девиантное) поведение как причина преступности несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие. […]
Социально–психологическая группа риска детей. Психологическая характеристика
За последние пять лет число преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло на 21%, а количество подростков, принявших участие в их совершении, — на 30,5%. Значительно возросло количество умышленных убийств и покушений на них, тяжких телесных повреждений, разбоев, изнасилований, грабежей. Значительно помолодела и увеличилась детская проституция. Количество преступлений, связанных с вовлечением подростков в преступную деятельность увеличилось на 165,5%. […]
Социальное окружение, формирующее модели поведения ребенка
Работа с детьми группы риска
Работа с детьми группы риска
Психология родителям
«Степа с детьми играл неплохо, но нам с мужем не нравилось, что он больше склонен подчиняться, — рассказывает Светлана. — Отберут у него ведерко, он не протестует. Попросят машинку — даст». Муж смотрел на это, смотрел, а потом начал его учить: «Если у тебя что-нибудь отбирают, ты не церемонься. Дай разок в нос, и все […]
Психологическое сопровождение детей с девиантным поведением
Психологическое сопровождение программ работы с детьми и молодежью по профилактике девиантного поведения в летний период
Самыкина Н.Ю. — ассистент каф. психологии СамГУ Родители, педагоги, психологи, медики, работники милиции и другие лица, работающие с молодежью, хотят видеть, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако слишком многие из этих молодых людей оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием среды и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства […]
Профилактика наркомании у детей и подростков
(Тренинг) Пережогин Л. О., Крюковский С. В. Отдел социальной психиатрии детей и подростков ГНЦ ССП им. В. П. Сербского Пояснительная записка. Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, […]
Проблемы взаимодействия психолога и «трудного» подростка
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА И «ТРУДНОГО» ПОДРОСТКА В современном обществе вследствие недостаточного влияния на детей всех социальных институтов (семьи, образовательно-воспитательных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации), прогрессирующая отчужденность, цинизм, жестокость и агрессивность детей вызывают тревогу во взрослом социуме. Сформировавшиеся в детстве эгоизм, лживость, грубость, лень, скрытность, лицемерие могут привести к различным психическим аномалиям, которые напрямую связаны […]
Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении
1.Субъективность взаимодействия Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» – эта фраза во многом не лишена смысла. Задача – научить ребенка держаться на воде, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать зависимость от взрослых, в том числе и […]
Принципы построения реабилитационных программ в работе с девиантными детьми
Предложения по предотвращению совершения противоправных действий детьми и подростками
1. Классным руководителям изучить основные методы работы с трудными детьми такие как: методы разрушения отрицательного типа характера, методы перестройки мотивационной сферы и самопознания, методы перестройки жизненного опыта, методы предупреждения отрицательного и стимуляция положительного поведения т.к. основная часть учителей работу с детьми девиантного поведения сводит к только морализированию и наказаниям. 2. Усилить индивидуальную воспитательную работу с […]
Правовое воспитание — один из видов профилактики правонарушений
На протяжении ряда столетий люди пытались определить истоки преступлений. Существовало множество теорий по объяснению данной проблемы. Так, например, в средние века преступление рассматривалось как дело рук ведьм-людей. В середине XIX века появилась биологическая теория преступности, сформулированная итальянским врачом-психиатром Ч. Ломброзом в книге «Преступный человек» (1876), где он заложил основы антропологической школы уголовного права. Ч. Ломброзо […]
Поведенческие расстройства или девиации поведения?
В.Д. Менделевич Существовавшая на протяжении многих лет неоднозначность ситуации в области оценки отклоняющегося поведения человека, в определении его границ, проявлений, в причислении к психической патологии или условной норме привела к тому, что эту сферу психической жизни индивида и научно-практического раздела ученые стали обходить стороной. Психиатры, которые до появления психологии девиантного поведения занимались изучением исключительно патологической […]
Основные компоненты системы работы по перевоспитанию трудных учащихся
Система предупреждения отклонений в поведении и перевоспитании учащихся включает в себя следующие основные компоненты: 1.Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе в масштабе класса и школы 2.Определение причин отклонений в поведений в нравственном развитии, а также индивидуальных особенностей личности у выявленных школьников 3.Составление плана педагогической коррекции личности и устранении […]
Мастер-класс. Огонь, вода и медные трубы ведения тренингов
Особенности проведения тренинга с подростками с осложненным поведением. Программа занятий Вести тренинги трудно, интересно и чрезвычайно ответственно. Нашу мастерскую мы назвали именно так потому, что в процессе подготовки и проведения программ для детей подростков, педагогов есть и огонь — символ особой энергии ведущего и группы, энергии тренингового содержания и процедур, есть и символическая “вода” — […]
Карта наблюдения Стотта
Вступительный комментарий Метод наблюдения в исследовании личности имеет большие возможности, но, к сожалению, его потенциал зачастую используется явно недостаточно. Необходимо сказать, что педагогическая деятельность зачастую используется явно недостаточно. Необходимо сказать, что педагогическая деятельность по своей сути такова, что педагогу вольно или невольно приходится наблюдать личность учащегося в том или другом виде деятельности, разных ситуациях общения […]
Возможности проективных методов на этапе знакомства с группой
Мастер класс «Здравствуйте, давайте познакомимся!» — так мы начинаем работу в каждом новом классе, в каждой новой группе. А так ли важно быть знакомыми и сводится ли знакомство к представлению по имени? Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поучаствовать в мастер — классе по теме «Возможности проективных методов на этапе знакомства с группой». Мы с вами знаем, […]
Акцентуация личности у подростка
Среди гипертимных личностей встречаются разные подтипы. Среди них — эпилептоидный и близкий к нему — возбудимый. Первый из них проявляется особенно выраженным упрямством и настойчивостью, педантизмом, упорной приверженностью взятой на вооружение идее или делу, повышенным чувством соперничества, ревнивым и завистливым характером, склонностью к накоплению негативных эмоций с последующим взрывом аффекта. Если эти качества задействованы, к […]
Почему дети воруют?
СВИДЕТЕЛЬСТВО АМОРАЛЬНОСТИ? Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь. Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» […]
Школьные страхи
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Эта внутренняя позиция является тем мотивационным центром, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его желание учиться, эмоционально-положительное отношение к школе, стремление быть «хорошим учеником». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать […]
Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений
Цель психологической коррекции: • изменение неадекватности родительских позиций, • гармонизация стиля воспитания, • расширение осознанности мотивов воспитания в семье, • оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей. Задачи программы: а) психологическое просвещение — дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье; б) обучение […]
Тревоги и страхи детей при поступлении в начальную школу
Постепенно в последнее время детские страхи перестали восприниматься взрослыми как явный симптом психических нарушений, и отчасти перекочевали из специальной психиатрической клинической области в более обыденную психологическую и педагогическую области. Детские страхи и тревоги перестали приводить в ужас и пугать взрослых, но продолжают играть важную роль в жизни детей. В том числе, и в их школьной […]
Определение страха и его проявления
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это […]
Агрессивный ребенок
При взаимодействии с ребенком рекомендуется доброжелательный, спокойный и доверительный стиль. Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи. Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем […]
Агрессивность у человека и животных
Человек, как и все животные, имеет множество врожденных программ поведения (мы родимся с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем), и в нужный момент они срабатывают. Эти программы создавались в далекие времена и в совсем иной среде, мало похожей на ту, в которой мы теперь живем. Поэтому реализуемое ими поведение не всегда […]