Версия для слабовидящих 

Адаптация к школе

Различают три группы детей адаптационного периода.
1 группа детей
Адаптация к школе в течении 2-х недель.
Дети с желанием вступают в контакт с окружающими (Я хочу!). Умеют организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
Дети, относящиеся к быстрой адаптации умеют согласовывать действия со сверстниками.
2 группа детей
Адаптация от 2-х недель до 6-и месяцев.
Застенчивые дети, детей с заниженной самооценкой. Преобладает игровая мотивация, менее усидчивы, часто отвлекаются, тяжело воспринимаю материал.
3 группа детей
Адаптация от 6-и месяцев до 1 года.
Конфликтные и агрессивные дети.
Большое значение имеет популярность ребенка в группе сверстников.
Ребенок кулаками стремиться занять лидерское место. Вспышки ярости, препятствия к желаниям, запрет или ограничения со стороны взрослого.

1. Дети 7-8 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: Нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность, тревога, капризы, упрямство, замкнутость, демонстративность и т.п.
2. Ребенок испытывает такие же нагрузки, как космонавт вышедший в открытый космос
3. Задача родителей состоит в том, чтобы рассказать побольше положительного о школе, если у вас самих позитивное отношение к школе.

Личностная готовность — принятие новой социальной позиции- положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Личностная готовность выражается в отношении к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (портфель, учебники), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Интеллектуальная готовность. — наличие кругозора, запаса конкретных знаний.
Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:
— дифференцированное восприятие;
— аналитическое мышление;
— рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
— логическое запоминание;
— интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
— овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
— развитие тонких движений рук и зрительно-двигательных координаций.

Социально – психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителям.

Схема обследования ребенка при всех формах школьной дезадаптации

1. Проверяется не нарушены ли познавательные процессы (вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, при необходимости – речевой праксис)
2. Проверяется:
— обучаемость ребенка (задачи с дозированной помощью взрослого);
— сформированность элементов учебной деятельности;
— внутреннего плана действий;
— произвольной регуляции поведения.
3. Анализируются: особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.
4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради по русскому языку, математики, даются пробы на чтение, письмо, решение задач.
5. Выявляется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценкам, какую получает типичную обратную связь от взрослых (родителей, учителей), есть ли сфера деятельности, позволяющая компенсировать неуспех в обучении, по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.
6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности: кто занимается, как много, каковы приемы помощи, каков в цело стиль семейного воспитания.
7. Изучается предыстория консультируемого случая, дается подробный анализ истории поведения, анализ самими родителями консультируемой ситуации.

Формы дезадаптации и педзапущенности.

I форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития, педзапущенность.
Следствие: плохая успеваемость.
Локус жалобы: плохая успеваемость по всем предметам, плохо с чтением, отставание по математике, плохая память, невнимательность, рассеянность, неуверенность молчание на уроках; двойки за письменные работы (по устным лучше), боязнь отвечать, хотя знает, неуверенность в себе; длительность подготовки уроков, тревожность, заниженная самооценка, пассивность пессимизм, разочарование в школе, пропуски, побеги из школы, не доходит до школы.

II форма – несформированность мотивации учения, направленность на другие, не школьные (не соответствующие возрасту) виды деятельности
Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную (школьные межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности и т.д.)
Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей.
Локус жалобы: тревога по поводу индивидуальных личностных качеств: медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, эгоистичности, драчливости, упрямства, агрессивности, озлобленности, жестокости, страхов, лживости.

III форма – неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности.
Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе.
Следствие: неорганизованность, невнимательность , зависимость от взрослого, ведомость, нарушение общения, слабая успеваемость.
Локус жалобы: тревога по поводу особенностей поведения, учебной деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительность, замкнутость, отсутствие друзей; неумение дружить со сверстниками, плохие отношения с учителями, жалобы на предвзятое отношений к ребенку: задразнили в школе, бьют в классе; плохие отношения между детьми в семье, нежелание играть со сверстниками, тяга к «плохим детям», непонимание ребенка

Проявления школьной дезадаптации у младших школьников

Форма дезадаптации Причины Коррекционные мероприятия
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности. Недостаточно интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей. Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.
Неспособность произвольно управлять своим поведением. Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений). Работа с семьей, анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить неправильное поведение.
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержкой развития, слабым типом нервной системы). Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика.
Школьный невроз или «фобия школы», неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы». Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем). Необходимо подключение школьного психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушения учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность – школу входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезадаптации заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.
Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других сферах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик посетителей