Версия для слабовидящих 

Возрастные кризисы детей, этапы развития личности по Э. Эриксону

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ (от греч. krisis — переломный момент, исход) — условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности.
ПсихоанализПри этом многие иссследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью.
Возрастная концепция Л. С. Выготского
Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой этапы постепенных изменений чередуются с возрастными кризисами. Психическое развитие — это смена стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрастном кризисе.
Выготский описал следующие кризисы:
кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;
кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
кризис 13 лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.
На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка — возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Возрастные кризисы — закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. п.).

Источник кризиса
Источник этого явления — противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках возрастных кризисов у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания кризисов оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка.
Яркую негативную окраску имеет, например, кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.
Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание возрастных кризисов.
Этапы развития личности по Эрику Эриксону

Эрик Эриксон
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучиного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.
Детство
1. Доверие и недоверие
Первая стадия развития чело¬века соответствует оральной фазе классического психо-анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социаль¬ного взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, по¬требности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого ба¬юкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозритель¬ность по отношению к миру вообще, к людям в частно¬сти, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой пос-ледующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться до-верием к какой-нибудь учительнице, не допускающей не¬справедливости по отношению к детям. При этом он мо¬жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в слу-чае развода родителей в семье создается обстановка, пе¬реполненная взаимными обвинениями и скандалами.
Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.
Достижение равновесия
2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения)
Вторая ста¬дия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учит¬ся не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, дос¬тавать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабаты¬вается ощущение, что он владеет своими мышцами, сво¬ими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятель¬ность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спе¬шат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конеч¬но, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от уси¬лий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой до¬лей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрос¬лого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к раз-витию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной сторо¬ны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — Предприимчивость и неадекватность).
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических на¬выков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретатель-ность его проявляет себя и в речи, и в способности фан¬тазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на од¬ном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему же¬ланию бегают, борются, возятся, катаются на велосипе¬де, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родите¬лей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что воп¬росы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.
4. Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности)
Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латент¬ной фазой. В этот период любовь сына к матери и рев¬ность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скры¬том состоянии. В этот период у ребенка развивается спо¬собность к дедукции, к организованным играм и регламен¬тированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоци¬альный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робин¬зон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с ко¬торым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и руко¬дельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребен¬ка вырабатывается умелость и способности к техничес¬кому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пач¬котню», способствуют развитию у них чувства неполно¬ценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие об¬щественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ре¬бенка в школе и. отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отстава¬ние в классе несоразмерно развивает у него чувство не¬полноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может ожи¬вить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого пара¬метра зависит не только от родителей, но и от отноше¬ния других взрослых.
Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.
Кризис подросткового возраста
5. Идентификация личности и путаница ролей.
При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивает¬ся, как утверждает классический психоанализ, с про¬буждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на веши, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко не-совершенные, но реально существующие семьи, религии и обще¬ства. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между поло¬жительным полюсом идентификации «Я» и отрицатель¬ным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, об¬ретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители ока¬зывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораз¬до более косвенным. Если благодаря родителям подрос¬ток уже выработал доверие, самостоятельность, предпри¬имчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, зна¬чительно увеличиваются.
Обратное справедливо для подростка недоверчиво¬го, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в под¬ростковом возрасте должна начинаться, по сути, с мо¬мента рождения.
Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симпто¬мы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая пута¬ница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распу¬щенность, очень часто обладают фрагментарным пред¬ставлением о своей личности и свои беспорядочные по¬ловые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противополож¬ным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.
Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приоб¬ретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоре¬чащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых про¬блем на других этапах жизни или появление новых реше¬ний для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.
Конфликты среднего возраста
6. Близость и одиночество.
Шестой стадией жизнен¬ного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоана¬лиз не говорит ничего нового или, иначе, ни¬чего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение чело¬века в трудовую деятельность, указывает на специфичес¬кий для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физи¬ческую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем су¬щественным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родите¬лей, но лишь от того, насколько успешно человек про¬шел предыдущие стадии. Так же как в случае идентифи¬кации, социальные условия могут облегчать или затруд¬нять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тес¬ные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиноче¬ство — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.
7. Общечеловечность и самопоглощенность. (Производительность и застой)
Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появля-ется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на са¬мом себе и главной его заботой становится удовлетворе¬ние своих потребностей и собственный комфорт.
Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.
8. Цельность и безнадежность.
На восьмую и после¬днюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внука¬ми, если они есть. Психосоциальный параметр этого пе¬риода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлет¬ворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упу¬щенного не вернуть. Такого человека охватывает отчая¬ние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик посетителей