Версия для слабовидящих 

Методы оценивания личностных универсальных действий

1. Самоопределение и смыслообразование
Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
Цель выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступле¬нию в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5 – 8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Предстань, что ты встретил малыша из детского сада. который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
4. Представь, что тебе предложили не каждый день учить¬ся в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить и школу. Ты согласишься?
5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день. физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение. математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: Подумай, о чем он тебя может спросить.
7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».
Критерии оценивания:
1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически
школьного содержания.
2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальные занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)
4. Уровни оценивания:
0 — Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
1 — Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2 — Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
3 — Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Методика «Кто Я?»
(модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и само¬отношения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 9–10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: каждому учащемуся предлагается на¬писать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».
Критерии оценивания:
1. Дифференцированность – количество категорий (соци¬альные роли, умения, знания, навыки: интересы, предпочте¬ния: личностью свойства, оценочные суждения).
2. Обобщенность – степень обобщенности суждений-характеристик «Я».
Самоотношение – соотношение положительных и от¬рицательных оценочных суждений
Уровни оценивания:
• Дифференцированность
1. 1–2 определения, относящиеся к 1-й. 2-й категориям.
2. 3–5 определений, преимущественно относящихся ко 2-й 3–й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).
3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.
• Обобщенность
1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.
2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.
3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик) и обобщенные личностные качества (сильный, смелый).
• Самоотношение
1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).
2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).
3. Преобладание положительных суждений (положитель¬ное самопринятие).
Рефлексивная самооценка учебной деятельности
Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников и учебной деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.
Возраст: 10.5–11 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:
1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.
2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?
3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?
4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя «Я – хороший ученик»?
Критерии оценивания:
адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)
Уровни рефлексивной самооценки школьника:
1. Называет только одну сферу школьной жизни.
2. Называет две сферы школьной жизни.
3. Называет более двух сфер школьной жизни; дает адек¬ватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».
Уровни оценивания:
1. Называет только успеваемость.
2. Называет успеваемость и поведение.
3. Дает характеристику по нескольким сферам; дает адек¬ватное определение задач саморазвития, решение которых не¬обходимо для реализации требований роли «хороший ученик»
1 – нет ответа. 2 – называет достижения. 3 – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)
Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
В а р и а н т 2
Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет)
Форма оценивания: индивидуальная беседа.
Вопрос «Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь из конструктора и у тебя не получается?
При утвердительном ответе – А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?
При отрицательном ответе – можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной оценке.
Вопрос: Какие задания ты любишь — трудные или легкие?
При ответе «У меня всегда получается» опрос прекращается.
Критерии оценивания:
Ответы:
Каузальная атрибуция «Усилия» – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.
«Объективная трудность задачи» – очень трудная, сложная, не для детей, для старших и т.д.
«Способности» – не умею, у меня всегда не получается.
«Везение» – просто не получилось, потом (в другой раз получится), не знаю почему, случайно.
Уровни:
1 — ребенок ссылается на способности, везение.
2 – ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий.
3 – ссылается на недостаточность усилий.
В а р и а н т 2
Форма: фронтальный письменный опрос.
Возраст: начальная школа (9 – 11 лет).
Ситуация оценивания: Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы опросника, включающего шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность задачи.
Критерии оценивания:
Причины неуспеха и успеха:
Собственные усилия —
— мало стараюсь/ очень стараюсь
— плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился
— не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок
Способности
— плохо понимаю объяснения учителя / понимаю объяснения учителя быстрее многих
— мне трудно на уроках – мне легко на уроках
— я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики/я делаю все намного быстрее, чем другие
Объективная сложность задания
— задание было слишком сложным/задание было легким
— таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объясняли, как выполнять такие задания
— было слишком мало времени на такое задание /времени было вполне достаточно
Везение
— мне просто не повезло/ мне повезло
— учительница строгая/ учительница добрая
— все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать

Анкета
1. Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в школе (выбери один из предложенных вариантов и отметь его)
• очень высокий
• достаточно высокий
• средний
• ниже среднего
• низкий
• по одним предметам высокий, по другим — средний и низкий
2. Бывает, что ты не справляешься с контрольной работой или с ответом у доски, и ты получаешь совсем не ту оценку, на которую ты рассчитывал.
Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, отметь 2. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно – отметь цифру 1. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, отметь 0.

• Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я …
1.мало стараюсь
2 плохо понимаю объяснения учителя
3. задание было слишком сложным
4. мне просто не повезло
5.плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился
6. мне трудно на уроках
7. таких заданий раньше мы не делали
8. учительница строгая
9. не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок
10. я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики
11. было слишком мало времени на такое трудное задание
12. все списывали, а мне не удалось списать
• Если у меня все получается в школе, то это потому, что я
1. много работал, хорошо подготовился

2. мне легко на уроках
3. задание было легким
4. учительница добрая
5. очень стараюсь
6. понимаю объяснения учителя быстрее многих
7. раньше нам объясняли, как выполнить такое задание
8. мне повезло
9. хорошо выучил урок
10. я делаю все намного быстрее, чем другие
11. времени было вполне достаточно
12. мне подсказали
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал «Усилия», «Способности», «Объективная сложность» и «Везение» для объяснения причин неуспеха и успеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем типе каузальной атрибуции.
Уровни:
1 – преобладание атрибуции «Везение»;
2 – ориентация на атрибуцию «способности», «объективная сложность»
3 – ориентация на «Усилия».

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»
Цель — выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслобразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие – умение задавать вопрос.
Возраст: 6.5–8 лет.
Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в ин¬дивидуальном обследовании.
Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог, выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»
Критерии оценивания:
1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.
2. Адекватность высказывания, направленного на то, что¬бы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чте¬нию сказки, не задает вопросов.
2. Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после до¬полнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончи¬лась сказка; с интересом выслушивает развязку.
3. Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, что бы взрослый дочитал сказку до конца.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса
(по Г.Ю. Ксензовой)
Цель: определение уровня сформированности учебно-по¬знавательного интереса школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслоооразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Возраст: 7–10 лет.
Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя.
Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отно¬шение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса . Учителю необходимо отме¬тить наиболее характерные особенности поведения каждого) ученика при решении учебных задач (см. табл.2).
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий познавательный интерес; уровень 4 – удовлетворитель¬ный; уровень 5 – высокий; уровень 6 – очень высокий.
Опросник мотивации
Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие; смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.
Возраст: 8–10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 – отметка; 2 – социальная мотивация одобрения – требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания); 3 – познавательная мотивация; 4 – учебная мотивация; 5 – социальная мотивация – широкие социальные мотивы; б -] мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7 – прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 – социальная мотивация – позиционный мотив; 9 – отрицательное отно¬шение к учению и школе.
Ниже приведены высказывания учащихся, соответствую¬щие каждой из перечисленных шкал.
1. Отметка:
• чтобы быть отличником,
• чтобы хорошо закончить школу,
• чтобы получать хорошие отметки.

2. Социальная мотивация одобрения – требования авторитетных лиц:
• чтобы родители не ругали,
• потому что этого требуют учителя,
• чтобы сделать родителям приятное.
3. Познавательная мотивация:
• потому что учиться интересно,
• потому что на уроках я узнаю много нового,
• потому что в школе я получаю ответы на интересу¬ющие меня вопросы.
4. Учебная мотивация:
• чтобы получить знания,
• чтобы развивать ум и способности.
• чтобы стать образованным человеком.

5. Социальная мотивация – широкие социальные мотивы:
• чтобы в будущем приносить людям пользу.
• потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом.
• потому что учение – самое важное и нужное дело в моей жизни.
6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте:
• чтобы продолжить образование,
• чтобы получить интересную профессию,
• чтобы в будущем найти хорошую работу.
7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:
• чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,
• чтобы получить подарок за хорошую учебу,
• чтобы меня хвалили.
8. Социальная мотивация – позиционный мотив:
• чтобы одноклассники уважали,
• потому что у нас в школе хорошие учителя и я хо¬чу, чтобы меня уважали,
• потому что не хочу быть в классе последним.
9. Негативное отношение к учению и школе:
• мне не хочется учиться,
• я не люблю учиться,
• мне не нравится учиться.
Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он может согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале:
4 балла – совершенно согласен; 3 – скорее согласен; 2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 – не согласен.
1. Я учусь, чтобы быть отличником.
2. Я учусь, чтобы родители не ругали.
3. Я учусь, потому что учиться интересно.
4. Я учусь, чтобы получить знания.
5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.
6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.
7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.
8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.
9. Я не хочу учиться.
10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.
11. Я учусь, потому что этого требуют учителя.
12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.
13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.
14. Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом.
15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию.
16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.
17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу чтобы меня уважали.
18. 18. Я не люблю учиться.
19. 19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.
20. 20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.
21. 21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.
22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком.
23. Я учусь, потому что учение – самое важное и нужное дело в моей жизни.
24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.
25. Я учусь, чтобы меня хвалили.
26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.
27. Мне не нравится учиться.
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.
Критерии оценивания: Интегративные шкалы:
• учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 – познавательная + 4 – учебная);
• социальная – суммируются баллы по шкалам (5 – широкие социальные мотивы + 6 – мотивация самоопределения в социальном аспекте);
• внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам: (1 – отметка + 7 – прагматическая);
• социальная – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 – требования авторитетных лиц + 8 -социальная мотивация – позиционный мотив);
• негативное отношение к школе – 9.
Уровни оценивания:
1. Пик на шкале «негативное отношение к школе».
2. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная одобрение).
3. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
4. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
1. Тебе нравится в школе?
 не очень
 нравится
 не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
 чаще хочется остаться дома
 бывает по-разному
 иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
 не знаю
 остался бы дома
 пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
 не нравится
 бывает по-разному
 нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
 хотел бы
 не хотел бы
 не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
 не знаю
 не хотел бы
 хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
 часто
 редко
 не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
 точно не знаю
 хотел бы
 не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
 мало
 много
 нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
 нравятся
 не очень
 не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
2.Универсальные учебные действия нравственно-этической ориентации
В таблице 3 представлены основные критерии нравствен¬но этической ориентации и типовые задачи для учащихся младших классов.
Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи
Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как ос¬нования построения межличностных отношений.
Возраст: 7–8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задаёт ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж – мальчик, для девочек – девочка.
Текст рассказа:
Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начата мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.
Вопросы:
1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?
2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?
3. Почему?
4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?

Критерии оценивания:
1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос 1).
2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).
3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ребёнком уже при ответе на вопрос 1.
4. Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3).
5. Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос 2).

Уровни выделения морального содержания поступка:
К вопросу 1:
1. Ребенок не выделяет морального содержания рассказа, у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентировка на связь эмоций Андрея (Лены) и невыполненного поручения отсутствует.
2. Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея (Лены), но еще не выделяет морального содержания рассказа – грустно, потому что мама вздохнула.
3. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери – ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребенка и невыполненной просьбы мамы.
4. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и даёт ответ с указанием причины негативных эмоций героя – невыполнения нормы взаимопомощи – грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят.
Уровни ориентации на просоциальное поведение:
К вопросу 2:
1. Установка на просоциальное поведение отсутствует – нет ответа, неадекватная оценка поведения.
2. Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение – и верно, и неверно.
3. Принятие установки на просоциальное поведение – указание на неправильное поведение героя.

Уровни развития моральных суждений:
К вопросу 3:
1. Указание на власть и авторитет – мама (папа) накажет.
2. Инструментальный обмен – не дадут мультики смотреть.
3. Межличностная конформность – не будет больше просить, обидится; хорошие дети так не делают.
4. Называет норму, как правило – надо помогать.

Уровни решения моральной дилеммы:
К вопросу 4:
1. Нет выделения морального содержания ситуации – нет ответа.
2. Отсутствует ориентация на выполнение нормы – поступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развлекательных действий – поиграл, попрыгал.
3. Ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка – помыл бы посуду, помог бы маме помыть посуду, старшим надо помогать.

Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются: 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3) уровень развития моральных суждений – конвенциональный уровень, 3-я стадия межличностной конформности (пай-мальчик или девочка).
Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы
(«Разбитая чашка» модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006)
Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия; нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.
Возраст: 6,5–7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: то же, что в предыдущем.
Текст рассказа:
Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.
Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, за¬шел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

Вопрос ы:
1. Кто из детей больше виноват?
2. Кто заслуживает наказания? Почему?
Критерии оценивания: выделение мотивов поступка (ответ на вопросы 1 и 2).
Уровни оценивания:
К вопросу 1:
1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка –ответа нет, оба виноваты.
2. Ориентация на объективные следствия поступка – виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну.
3. Ориентация на мотивы поступка – Сережа хотел помочь маме, а Петя – съесть варенье, виноват больше Петя.
К вопросу 2:
1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка – следует наказать обоих: оба виноваты, оба поступили плохо.
2. Ориентация на объективные последствия поступка – следует наказать Сережу: Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек.
3. Ориентация на мотивы поступка – Петя виноват больше ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя – удовлетворить свои желания. Ориентация на намерения героя. Проявление и децентрации как учета намерений героя рассказа.
Задание на выявление уровня моральной децентрации «Булочка»
(Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной децентрации как спо¬рности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на ос¬пине принципа компенсации.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.
Возраст: 7–10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и за¬дает ему вопросы.
Текст рассказа:
Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по бере¬гу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по бу¬лочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
Вопрос ы:
1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
2. Почему?
3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?
Критерии оценивания:
1. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).
2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2).
3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).
Уровни оценивания:
1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок – нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.
2. Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками – дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация норм справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.
3. Предложение дать булочку самому слабому – дать ему еще, потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).
Моральная дилемма «После уроков»
(норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания.
Возраст: 7–10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: то же, что в предыдущем задании.
Текст рассказа:
Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, по¬тому что скоро придет папа и будет работать на компьютере.
Вопрос ы:
1. Что делать Антону?
2. Почему?
3. А как бы поступил ты?
Уровни оценивания: ориентация на интересы и потреб¬ности других людей; направленность личности – на себя или на потребности других.
К в о п р о с у 1 (3):
1. Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера – пойти домой играть.
2. Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других – найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер.
2. Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи, – остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное, если больше некому помочь найти.
Уровни развития моральных суждений:
К в о п р о с у 2:
1. Стадия власти и авторитета – Олег побьет, если Антон не поможет, Антон уйдет, потому что дома будут ругать, и: он задержится в школе.
2. Стадия инструментального обмена – в следующий раз Олег поможет Антону, нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал.
3. Стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений – Олег – друг, приятель, друзья должны помогать, и наоборот.
1. Стадия «закона и порядка» – люди должны помогать друг другу.
Анкета «Оцени поступок»
(Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенцио¬нальных и моральных норм (см. табл. 4).
Оцениваемые универсальные учебные действия: выделе¬ние морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: 7–10 лет.
Метод оценивания: фронтальное анкетирование.
Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.
Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каж¬дой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой ука¬зано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.
Ниже представлены:
• семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм
(1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);
• семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм
(2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);
— четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки
(5, 15, 8, 18).
Анкета Оценка поступка в баллах

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла
Так делать можно Так делать иногда можно Так делать нельзя Так делать нельзя ни в коем случае
Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.
1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире
5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и на накрошил(а) на столе.
7. Мальчик (девочка) не угостил (а) родителей конфетами.
8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) ябло¬ком.
11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от кон¬феты.
12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запре¬щенном месте.
14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе по¬жилому человеку.
15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и вклю¬чил свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характери¬зующих степень недопустимости для ребенка нарушения кон¬венциональных и моральных норм.

Уровни оценивания:
1. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нару¬шения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, ха¬рактеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла.
2. Суммы равны (±4 балла).
3. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4 балла.

Диагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению

Таблица 1

 

Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты

(показатели развития)

 

Основные критерии оценивания

 

 

Типовые диагностические задачи для учащихся.
 

1 – 2 класс

 

3 – 4 класс

Самоопределение
 

Внутренняя позиция школьника

 

·   положительное отношение к школе;

·   чувство необходимости учения,

·   предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

·   адекватное содержательное представление о школе;

·   предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;

·   предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А.

Эльконин Д.Б.

Венгер А.Л.)

 

 

 

 

 

Самооценка

дифференцирован-ность, рефлексивность,

регулятивный компонент

 

Когнитивный компонент:

·   широта диапазона оценок;

·   обобщенность категорий оценок;

·   представленность в Я-концепции социальной роли ученика.

Рефлексивность как

·   адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

·   осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;

·    осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

Регулятивный компонент

·   способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием

  Методика «10 Я» (Кун)

 

 

Методика «Хороший ученик»

 

 

 

 

 

 

 

Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Смыслообразование
 

Мотивация учебной деятельности

 

·   Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

·   интерес к способу решения и общему способу действия;

·   сформированность социальных мотивов;

·   стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

·   сформированность учебных мотивов

·    стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

·    установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью

«Незавершенная сказка»

«Беседа о школе»

(модифицированный вариант) (Нежнова Т.А.

Эльконин Д.Б.

Венгер А.Л.)

 

 

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)

 

Опросник мотивации

 

 

 

Морально-этическая ориентация
Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме Ориентировка на моральную норму

(справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

«Раздели игрушки»

(норма справедливого распределения)

После уроков

(норма взаимопомощи)

Дифференциация конвенциональных и моральных норм Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными   Опросник Е.Кургановой
Решение моральной дилеммы на основе децентрации

 

 

 

Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы.

Учет мотивов субъекта при нарушении нормы.

Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма.

Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

 

Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев)

«Невымытая посуда» (учет чувств героев)

 

 

«Булочка»

(модификация задачи Ж.Пиаже)

(координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации

Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения Все задания Все задания
Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы Уровень развития моральных суждений Все задания Все задания

 

Оценка уровня  учебно-познавательного   интереса

Таблица 2

Уровень интереса Критерий оценки поведения Дополнительный диагностический признак
1 2 3
1.Отсутствие интереса Интерес практиче­ски не обнаружива­ется. Исключение составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал Безразличное пли негативное отноше­ние к решению любых учебных задач. Более охотно вы­полняет привычные действия, чем осва­ивает новые
2.Реакция на новизну Интерес возникает лишь к новому ма­териалу, касающе­муся конкретных фактов, но не тео­рии Оживляется, задает вопросы о новом фактическом мате­риале, включается в выполнение зада­ния, связанного с ним, но длительной устойчивой актив­ности не проявляет
3.Любопытство Интерес возникает к новому материа­лу, но не к спосо­бам решения Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в вы­полнение задания. но интерес быстро иссякает
4.Ситуативный учебный интерес Интерес возникает к способам реше­ния новой частной единичной задачи (но не к системам задач) Включается в про­цесс решения зада­чи, пытается само­стоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после реше­ния задачи интерес исчерпывается
5.Устойчивый учебно- познавательный интерес Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пре­делы изучаемого материала Охотно включается в процесс выполне­ния заданий, рабо­тает длительно и устойчиво, прини­мает предложения найти новые приме­нения найденному способу
6.Обобщённый учебно-познавательный интерес Интерес возникает независимо от внешних требова­ний и выходит за рамки изучаемого материала. Ориен­тируется на общие способы решения системы задач Интерес – посто­янная характерис­тика, проявляется выраженное твор­ческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Име­ется мотивирован­ная избиратель­ность интересов

 

Критерии формирования действия нравственно-этической ориентации

Таблица 3

Действие нравственно-этической ориентации Основные критерии

ориентации

Типовые задачи
1 2 3
1.Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы/следованияморальной норме Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) После уроков (нор­ма взаимопомощи)
2. Дифференциа­ция конвенцио­нальных и мораль­ных норм Ребенок понимает, что нарушение мо­ральных норм оце­нивается как более серьезное и недо­пустимое по срав­нению с конвенцио­нальными нормами Опросник Е.Курга­новой
3. Решение моральной дилем­мы на основе децентрации Учет ребенком объ­ективных послед­ствий нарушения нормы.

Учет мотивов субъ­екта при наруше­нии нормы. Учет чувств и эмо­ций субъекта при нарушении нормы. Принятие решения на основе соотне­сения нескольких моральных норм

«Булочка» (моди­фикация задачи Ж..Пиаже) (координация трех норм:

ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь – и учет принципа компенсации)

4. Оценка действий с точки зрения на­рушения/соблюде­ния моральной нормы Адекватность оцен­ки действий субъ­екта с точки зрения нарушения/соблю­дения моральной нормы Все задания
5. Умение аргумен­тировать необходи­мость выполнения моральной нормы Уровень развития моральных сужде­ний Все задания

 

Конвенциональные и моральные нормы (по Э. Туриелю)

Таблица 4

Виды социальных норм Категории социальных норм Мини-ситуации

нарушения

социальных норм

Конвенциональные

 

Ритуально-этикет­ные:

– культура внеш­него вида,

– поведение за столом,

– правила и фор­мы обращения в семье.

Организационно-административные:

·              правила поведе­ния в школе,

·              на улице,

·              в общественных местах

 

– не почистил зубы,

·   пришел в грязной одежде в школу,

·   накрошил на сто­ле,

– ушел на улицу без разрешения

·   встал без разре­шения на уроке,

·   мусорил на ули­це,

·   перешел дорогу в неположенном мес­те

 

Моральные Альтруизм:

– помощь,

– щедрость.

Ответственность. справедливость изаконность:– ответственность за несение материального ущерба

– не предложим друзьям помочь и уборке класса,

— не угостил родителей конфетами,

— взял у друга книгу и порвал её

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик посетителей