Версия для слабовидящих 

Системы методов педагогического перевоспитания на основе индивидуального подхода

и личностно — ориентированного воспитания при взаимодействии с трудными подростками.

В структуре личности трудного подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю.

Зная и учитывая специфику личностно — ориентированного воспитания с трудными подростками, опытные педагоги организуют перевоспитание. На первом этапе индивидуальной работы с подростками  педагогическая диагностика помогает выявить воспитательные возможности семьи, учебного коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.

 

Изучение причин трудновоспитуемости завершается их анализом и оценкой по схеме:

  1. Что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких ведущих причин?
  2. Какие неблагоприятные условия и влияния поддерживают состояние трудновоспитуемости в данный момент?
  3. Против каких неблагоприятных обстоятельств может бороться сам воспитанник?
  4. Какие неблагоприятные воздействия следует устранить с помощью семьи и общественности?
  5. Какие педагогические ошибки недопустимы по отношению к данному подростку, как исправить те, которые уже допущены?

 

После достаточного изучения трудного подростка необходимо установить взаимоприемлемый контакт с воспитуемым, используя разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также способы перевоспитания.

 

 

Методы

перевоспитания

Назначение Конкретные способы

и приемы

 

 

Переубеждение

 

 

Конкретное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных. Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта.
 

 

Переучивание

 

 

Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей. неправильных действий. Изменение жизненного опыта. Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений.
 

 

Взрыв

 

Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения. Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение  до абсурда негативного в поведении подростка.
 

 

“Реконструкция

характера”.

 

Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное. Система перспектив, выделение ведущего, положительного качества, составление ведущего положительного качества, составление программы реконструкции.
 

Переключение

Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру. Методы и приемы организации социально ценной деятельности.
 

Поощрение и наказание.

Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного. Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость.
 

Самоисправление.

Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера. Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание.

Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания:

переубеждение эффективно при работе воспитателя по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности,

реконструкция характера” — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик посетителей