Версия для слабовидящих 

Режим труда и отдыха, профилактика переутомления

Правильно организованный режим дня – основа здорового образа жизни. Он определяется рациональным чередованием различных видов деятельности и отдыха; способствует длительному сохранению работоспособности в течение дня.
В условиях возрастания темпа жизни ускоряются темпы «износа» знаний, «стареет» множество профессий, быстрое развитие науки и совершенствование техники требует систематического обучения в течение всей жизни человека, затраты на непрерывное образование времени и ресурсов здоровья. Поэтому современный стиль жизни предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью. Повышается риск биосоциальной аритмии – рассогласованности природных и социальных ритмов жизни человека, что является нескончаемым источником болезней, недомоганий.
Несоблюдение режима дня подростком приводит к серьезным отклонениям его здоровья, нарушению функций различных систем органов, отставанию в физическом развитии, неврозам. Соблюдение правильно организованного режима дня с раннего возраста создает условия не только для формирования хорошего физического и психического здоровья молодого организма, но и для выработки полезного поведенческого стереотипа – привычки соблюдать определенный режим труда и отдыха.
Простое соблюдение режима во многом повышает сопротивляемость организма неблагоприятным факторам: нормализует пищеварение и сон, облегчает переход от активности к покою и наоборот, повышает устойчивость к воздействию стрессогенных факторов, дисциплинирует и одновременно облегчает жизнь. Соблюдение режима – важнейшее правило поведения, сберегающее здоровье.
Однако привычка соблюдать правильный режим дня не складывается сама по себе и требует от взрослого человека волевых усилий. Детям и подросткам в соблюдении правильного режима дня необходима помощь и поддержка взрослых.
Рекомендуется приучать детей и подростков вставать и ложиться в одно и то же время. Ужинать необходимо за 1,5–2 ч до сна. Перед сном следует исключить усиленную умственную работу или возбуждающие игры, проветрить помещение для сна. Обязательно совершать весь комплекс процедур вечернего и утреннего туалета (чистка зубов, умывание, уход за волосами).
Питание должно быть сбалансированным и рациональным по составу и осуществляться в строго определенное время в соответствии с возрастными особенностями учащихся – 3–4 раза в день.
Учебные занятия в школе и дома должны сопровождаться динамическими паузами – выполнением физических упражнений, играми. Смена видов деятельности снимает усталость и восстанавливает работоспособность.
Расписание уроков должно составляться с учетом сложности учебных предметов. Предметы естественного цикла должны чередоваться с гуманитарными, урок физической культуры следует проводить после третьего урока, чтобы снять утомление после активной умственной работы.
Для учащихся младших классов (6–10 лет) в режиме дня должен быть предусмотрен дневной сон в течение 1–1,5 ч. Дневной сон повышает работоспособность у детей значительно больше, чем активный отдых.
В соответствии с существующими гигиеническими правилами и нормами школьнику рекомендуется соблюдать следующий режим дня.

Схема примерного построения режима школьника

Режимные составляющие Время, 5–8 класс Время, 9–11 класс
1. Пробуждение
2. Физические упражнения
3. Утренний туалет
4. Завтрак
5. Занятия в школе
6. Обед
7. Сон для учащихся с ослабленным здоровьем
8. Прогулка на воздухе, подвижные игры, труд на открытом воздухе
9. Домашние учебные занятия
10. Ужин
11. Свободное время, занятия по интересам
12. Подготовка ко сну
13. Сон
7 ч 00 мин
7 ч 10 мин
7 ч 20 мин
7 ч 40 мин
8 ч 30 мин
14 ч 30 мин
1–1,5 ч
14 ч 40 мин
16 ч 00 мин
19 ч 30 мин
20 ч 00 мин
21 ч 30 мин
22 ч 00 мин
7 ч 00 мин
7 ч 10 мин
7 ч 20 мин
7 ч 40 мин
8 ч 30 мин
15 ч 00 мин
1 ч
15 ч 00 мин
16 ч 00 мин
20 ч 00 мин
20 ч 30 мин
22 ч 00 мин
22 ч 30 мин

Правильная организация режима дня предполагает обязательное пребывание школьников всех возрастов на свежем воздухе в течение 1,5–2 ч. Это могут быть прогулки, активные спортивные игры и другие физические упражнения. Их следует проводить после занятий в школе, чтобы восстановить работоспособность – умственную активность для выполнения домашних заданий.
Активный отдых может продолжаться в пределах 1,5 ч. При превышении этого времени и интенсивной нагрузке работоспособность организма падает. Поэтому продолжительные спортивные игры не снимают переутомления и выполнение домашнего задания потребует от учащегося больших усилий. Время после ужина должно проходить в спокойной обстановке и использоваться в соответствии с индивидуальными интересами учащихся. Это может быть просмотр кинофильмов, но без сцен ужасов, чтение художественной литературы или непродолжительные прогулки 20–30 мин перед сном. Смена деятельности может выражаться и в активной помощи по дому, уборке своей комнаты, мытье посуды и т.п. Она приносит не только физическое, но и моральное удовлетворение.
При соблюдении правильного режима дня важно обеспечить не только необходимую продолжительность сна, но и его глубину, которая стимулируется выработкой условных рефлексов на обстановку сна. Этому способствует выполнение всех процедур вечернего туалета перед сном.

Продолжительность сна учащихся различных возрастных групп

Возраст, лет Продолжительность сна, ч
6–7
8–10
11–12
13–16
17–18
12
11
10
9
8

Соблюдение правильного режима дня, с рациональным чередованием различных видов деятельности и отдыха имеет не только большое оздоровительное, но и воспитательное значение, дисциплинирует подростков. Привычка к последовательному и размеренному ритму жизни делает подростков более ответственными и организованными в различных жизненных ситуациях.

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик посетителей