Режим труда и отдыха, профилактика переутомления
Правильно организованный режим дня – основа здорового образа жизни. Он определяется рациональным чередованием различных видов деятельности и отдыха; способствует длительному сохранению работоспособности в течение дня.
В условиях возрастания темпа жизни ускоряются темпы «износа» знаний, «стареет» множество профессий, быстрое развитие науки и совершенствование техники требует систематического обучения в течение всей жизни человека, затраты на непрерывное образование времени и ресурсов здоровья. Поэтому современный стиль жизни предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью. Повышается риск биосоциальной аритмии – рассогласованности природных и социальных ритмов жизни человека, что является нескончаемым источником болезней, недомоганий.
Несоблюдение режима дня подростком приводит к серьезным отклонениям его здоровья, нарушению функций различных систем органов, отставанию в физическом развитии, неврозам. Соблюдение правильно организованного режима дня с раннего возраста создает условия не только для формирования хорошего физического и психического здоровья молодого организма, но и для выработки полезного поведенческого стереотипа – привычки соблюдать определенный режим труда и отдыха.
Простое соблюдение режима во многом повышает сопротивляемость организма неблагоприятным факторам: нормализует пищеварение и сон, облегчает переход от активности к покою и наоборот, повышает устойчивость к воздействию стрессогенных факторов, дисциплинирует и одновременно облегчает жизнь. Соблюдение режима – важнейшее правило поведения, сберегающее здоровье.
Однако привычка соблюдать правильный режим дня не складывается сама по себе и требует от взрослого человека волевых усилий. Детям и подросткам в соблюдении правильного режима дня необходима помощь и поддержка взрослых.
Рекомендуется приучать детей и подростков вставать и ложиться в одно и то же время. Ужинать необходимо за 1,5–2 ч до сна. Перед сном следует исключить усиленную умственную работу или возбуждающие игры, проветрить помещение для сна. Обязательно совершать весь комплекс процедур вечернего и утреннего туалета (чистка зубов, умывание, уход за волосами).
Питание должно быть сбалансированным и рациональным по составу и осуществляться в строго определенное время в соответствии с возрастными особенностями учащихся – 3–4 раза в день.
Учебные занятия в школе и дома должны сопровождаться динамическими паузами – выполнением физических упражнений, играми. Смена видов деятельности снимает усталость и восстанавливает работоспособность.
Расписание уроков должно составляться с учетом сложности учебных предметов. Предметы естественного цикла должны чередоваться с гуманитарными, урок физической культуры следует проводить после третьего урока, чтобы снять утомление после активной умственной работы.
Для учащихся младших классов (6–10 лет) в режиме дня должен быть предусмотрен дневной сон в течение 1–1,5 ч. Дневной сон повышает работоспособность у детей значительно больше, чем активный отдых.
В соответствии с существующими гигиеническими правилами и нормами школьнику рекомендуется соблюдать следующий режим дня.
Схема примерного построения режима школьника
Режимные составляющие | Время, 5–8 класс | Время, 9–11 класс |
1. Пробуждение 2. Физические упражнения 3. Утренний туалет 4. Завтрак 5. Занятия в школе 6. Обед 7. Сон для учащихся с ослабленным здоровьем 8. Прогулка на воздухе, подвижные игры, труд на открытом воздухе 9. Домашние учебные занятия 10. Ужин 11. Свободное время, занятия по интересам 12. Подготовка ко сну 13. Сон |
7 ч 00 мин 7 ч 10 мин 7 ч 20 мин 7 ч 40 мин 8 ч 30 мин 14 ч 30 мин 1–1,5 ч 14 ч 40 мин 16 ч 00 мин 19 ч 30 мин 20 ч 00 мин 21 ч 30 мин 22 ч 00 мин |
7 ч 00 мин 7 ч 10 мин 7 ч 20 мин 7 ч 40 мин 8 ч 30 мин 15 ч 00 мин 1 ч 15 ч 00 мин 16 ч 00 мин 20 ч 00 мин 20 ч 30 мин 22 ч 00 мин 22 ч 30 мин |
Правильная организация режима дня предполагает обязательное пребывание школьников всех возрастов на свежем воздухе в течение 1,5–2 ч. Это могут быть прогулки, активные спортивные игры и другие физические упражнения. Их следует проводить после занятий в школе, чтобы восстановить работоспособность – умственную активность для выполнения домашних заданий.
Активный отдых может продолжаться в пределах 1,5 ч. При превышении этого времени и интенсивной нагрузке работоспособность организма падает. Поэтому продолжительные спортивные игры не снимают переутомления и выполнение домашнего задания потребует от учащегося больших усилий. Время после ужина должно проходить в спокойной обстановке и использоваться в соответствии с индивидуальными интересами учащихся. Это может быть просмотр кинофильмов, но без сцен ужасов, чтение художественной литературы или непродолжительные прогулки 20–30 мин перед сном. Смена деятельности может выражаться и в активной помощи по дому, уборке своей комнаты, мытье посуды и т.п. Она приносит не только физическое, но и моральное удовлетворение.
При соблюдении правильного режима дня важно обеспечить не только необходимую продолжительность сна, но и его глубину, которая стимулируется выработкой условных рефлексов на обстановку сна. Этому способствует выполнение всех процедур вечернего туалета перед сном.
Продолжительность сна учащихся различных возрастных групп
Возраст, лет | Продолжительность сна, ч |
6–7 8–10 11–12 13–16 17–18 |
12 11 10 9 8 |
Соблюдение правильного режима дня, с рациональным чередованием различных видов деятельности и отдыха имеет не только большое оздоровительное, но и воспитательное значение, дисциплинирует подростков. Привычка к последовательному и размеренному ритму жизни делает подростков более ответственными и организованными в различных жизненных ситуациях.