Версия для слабовидящих 

Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе

ДИАГНОСТИКА ДОШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Дошкольное детство — чрезвычайно важный период развития человека. На этапе приема ребенка в школу (равно как и на первых порах обучения) целесообразно диагностировать уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе (с точки зрения социальной адаптации и успешности усвоения знаний и навыков).
Таким образом, дошкольная зрелость определяется как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства и для которых этот период является сензитивным.
Среди них принципиально важными являются следующие.
Сформированность приемов игровой деятельности.
Развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития.
Развитое воображение.
Высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи.
Высокая самооценка.

Психическая функция Особенности развития
Сенсорное развитие · Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
· осваиваются сенсорные эталоны;
· возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
· устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется.
Внимание · Значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
· складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи и познавательных процессов;
· внимание становится опосредованным;
· появляются элементы послепроизвольного внимания.
Память · Преобладает непроизвольная образная память;
· память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
· словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
· складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
· формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, направленную на овладение логическими приемами запоминания;
· по мере накопления и обобщения опыта поведения и общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
Мышление · Ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным;
· освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
· детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
· появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;
· ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
· возникают попытки объяснить явления и процессы;
· экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
· складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Речь · Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; возрастает выразительность речи;
· ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, постигая законы языка; рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
· развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, в подчинении инструкции взрослого; речь становится особым видом произвольной деятельности; формируется сознательное отношение к речи;
· складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;
· возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь; возникают предпосылки для освоения грамоты;
· речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседа, рассуждения и рассказы;
· завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки.
Воображение Воображение приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать;
· оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
· ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
· воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Самосознание · Возникает критическое отношение к взрослым и сверстникам;
· дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
· появляется способность к оценке своих достижений в конкретных видах деятельности, своих определенных качеств;
· к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
· развивается способность мотивировать самооценку;
· появляется осознание себя во времени, личное сознание.
Воля · У детей формируется целеполагание, возникают борьба и соподчинение мотивов, планирование, появляется самоконтроль в деятельности и поведении;
· развивается способность к волевому усилию;
· ребенок осуществляет речевое планирование, побуждает взрослых и сверстников делать так, как он задумал;
· складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.
Эмоциональное развитие · Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств;
· изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
· чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
· формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Нравственное развитие · У детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
· возрастает действенность нравственных представлений;
· возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

ПАРАМЕТРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Развитие мышления
В исследовании, проведенном под научным руководством Д.Б. Эльконина в 80-х годах, ученые пришли к выводу, что для успешного обучения детей наибольшее значение имеет сформированность образного, а не логического мышления. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации или задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднен. Предельная обобщенность логического мышления, по мнению ученых, оборачивается слабостью для шестилетнего ученика, порождая широкоизвестное явление — формализм мышления.
Развитие произвольности
Считается, что все процессы в дошкольном возрасте становятся более произвольными, но произвольность — это в принципе новообразование младшего школьного возраста.
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие при преодолении препятствий, оценить результат своего действия.
Произвольная регуляция поведения состоит в подчинении поведения ребенка задаче, то есть в его способности сосредоточиться на том, что предложил взрослый, на попытках активного решения задачи, на преодолении всего, что не относится к основной деятельности.
Мотивационная сфера
Важнейший критерий дошкольной зрелости в этой сфере — необходимый уровень развития самостоятельности ребенка.
Как показано в исследовании К.П. Кузовковой, критериями и признаками самостоятельности ребенка-дошкольника в совместной деятельности являются его умение организовать и завершать собственную деятельность; желание вступать в контакт со сверстниками; умение действовать и взаимодействовать при организации деятельности и ее выполнении; стремление к применению к себе тех же средств, что используют взрослые по отношению к нему.
Самостоятельный ребенок организует взаимодействие с товарищами, соотносит свои умения и желания действовать с условиями окружающей обстановки. Самостоятельность в совместной деятельности со сверстниками проявляется в поисках общего дела, в приглашении товарища, в сообщении ему замысла, во внесении предложений, советов, оценочных суждений, в процессе реализации замысла.
Развитие самосознания
Чаще всего дошкольникам свойственна необъективно высокая самооценка, что является следствием кризиса семи лет. Однако у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует не об интенсивном развитии самосознания, а о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания взрослых. Низкая самооценка, сформированная у ребенка в дошкольном возрасте, может стать причиной его неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем выражении — отказ вообще что-либо делать.
Игровая деятельность
Мы считаем, что если ребенок не прошел все стадии развития игры — от манипулятивной до игры по правилам, то с большой долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу в его психическом развитии не наблюдается кризис семи лет, знаменующий появление учебной мотивации.
Учебная мотивация определяет новый для ребенка тип ведущей деятельности — учебу. Этот тип ведущей деятельности возникает, когда отживает предыдущий — игра, внутри которого преимущественно формировалась психика ребенка-дошкольника.
К моменту кризиса семи лет игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» при условии, что ребенок прошел все стадии развития детской игры.
Если ребенок на протяжении дошкольного детства много играл, полноценно общался со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится учебная мотивация.
Появление учебной мотивации свидетельствует о том, что игра выполнила свою роль в развитии ребенка и дальнейшее его развитие пойдет уже в рамках учебной деятельности.
Таким образом, «Входная» школьная зрелость должна отражать, насколько полноценно прожит ребенком предыдущий этап развития.

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик посетителей