Версия для слабовидящих 

Принципы воспитания детей с девиантным поведением

1. Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребёнка (сформулирован А.С.Макаренко).
Условиями реализации данного принципа являются:
• стимулирование самопознания ребёнком своих положительных черт;
• формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;
• постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
• доверие к ребёнку;
• формирование у ребёнка веры в возможность достижения поставленных задач;
• учёт интересов учащихся.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
• преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребёнка;
• доминирование в общении с ребёнком уважительного отношения к нему;
• постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных задач;
• защита интересов ребёнка
2. Принцип социальной адекватности воспитания.
Условия реализации данного принципа являются:
• учёт особенностей социального окружения ребёнка при решении воспитательных задач;
• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребёнка;
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
• все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать;
• педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребёнка.

3. Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением.
Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то:
• выявление причин девиантности,
• определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе,
• предоставление возможности каждому ребёнку для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа являются:
• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребёнка;
• учёт индивидуальных качеств ребёнка;
• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
В практическом применении этот принцип реализуется в следующих правилах:
• работа ориентируется на каждого ребёнка;
• успех воспитательного воздействия при работе с одним ребёнком не должен негативно влиять на воспитание других;
• поиск коррекционной работы должен вестись на основе взаимодействия с ребёнком;
• постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребёнка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
4. Принцип социального закаливания трудных детей.
Принцип предполагает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определённых способов этого преодоления., адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализаций принципа социального закаливания являются:
• включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
• диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
• стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
• оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
— проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
— ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
— не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
— волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
— нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению
-самовоспитания:
— убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера);
— стимулирование и мотивация (мотивационная сфера);
— внушение и самовнушение (эмоциональная сфера);
— требование и упражнение (волевая сфера);
— коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции);
— воспитывающие ситуации и социальные пробы – испытания (предметно-практическая сфера);
— метод дилем и рефлексия (экзистенциальная сфера).
При работе с девиациями всегда стоит задача не просто использовать один из методов, а выбрать оптимальную их совокупность.
Перечисленные требования предполагают соблюдение некоторых правил:
Правило позитивного настроя.
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Путь по изменению отклоняющегося от нормы поведения может оказаться длительным и напряжённым.
Правило доверительности взаимодействия.
Контакт между ребёнком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны одного потока. Нет моста – нет связи, нет пути от взрослого к ребёнку и наоборот.
Правило субъективности взаимодействия.
Помочь ребёнку можно лишь в том случае, когда он будет не объектом воздействия, субъектом собственной жизни. Наша задача – именно научить ребёнка плавать, отправляя его в жизненное плаванье, а не сформировать его зависимость от себя. Первое, что необходимо добиться при изменении девиантного поведения, — сделать ребёнка заинтересованным союзником всех позитивных изменений
Правило причинности.
Разобраться с причинами отклоняющегося поведения. Конкретное поведение – это всегда следствие чего-то. Даже если оно имело ситуативные предпосылки и не являлось сознательно мотивированным, следует обратиться к поискам
Правило последовательности во взаимоотношениях.
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если менять свою позицию или слова;
Правило позитивного взаимодействия. Это правило предполагает:
1. постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребёнка. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат;
2. опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Нарушение поведения ребёнком независимо от того, какими причинами они обусловлены, приводят в результате критики и других негативных реакций со стороны взрослого к негативной самооценке. В этом случае девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать свою правоту. В связи с этим достаточно важно вместе с ребёнком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных изменений. 3. поощрение положительных изменений.
Правило привлекательной альтернативы.
Работа по изменению поведения должна сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребёнок не просто осознал негативность возникшей девиации, но и выработал формы альтернативного поведения;
Правило разумного компромисса.
Добиваясь изменений в поведении нужно стремиться к разумному компромиссу;
Правило гибкости.
Используя различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая;
Правило индивидуального подхода.
Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребёнка;
Правило системности.
При оказании психологической помощи эффективна не только прямая поддержка, но и работа по созданию воспитывающей среды;
Правило превентивности.
Легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей ребёнка: внимания, безопасности, любви, самоуважении – ведь именно их утрата приводит к нарушению поведения.

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик посетителей