Версия для слабовидящих 

Отношения с учителями

Как быть, если у ребенка возник конфликт с учителем?
— Во-первых, еще до разговора с педагогом попробуйте понять, что происходит. С точки зрения вашей, учителя, ребенка. Не забывайте, что интересы и желания ребенка не всегда совпадают с целями и желаниями взрослых.
— Затем внутренне, психологически подготовьтесь к предстоящему разговору с учителем. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, нападать на вас. Этому его научил прежний, не всегда приятный опыт общения с родителями. Постарайтесь убедить его, что вы ищете выход из ситуации, а не козла отпущения.
— Полезно будет овладеть грамотной техникой ведения беседы. Она не раз вам пригодится в других сложных ситуациях. Вот один из приемов. После того как собеседник закончил очередную мысль, скажите: «Если я вас правильно понял(-а)…» — и кратко повторите то, что он только что говорил. Он подтвердит, что понят правильно, и вы можете начать высказывать свое мнение.
В результате разговора может выясниться, что одна сторона права, а другая — нет. Если виноваты вы или ваш ребенок — придется извиниться. Не бойтесь, что это вас унизит. Вы испытаете облегчение и усиление чувства собственного достоинства.
Если не прав учитель, но не находит в себе сил извиниться, попробуйте понять его. Не старайтесь во что бы то ни стало добиться признания вины. Ведь учителю сделать это труднее, чем представителю любой другой профессии. Существует же стереотип, что педагог не имеет права на ошибку. Скорее всего, он внутренне осознает свою вину и изменит свое отношение к ребенку. Если нет — придется искать другие пути разрешения конфликта.
В случае если не прав был учитель, вам предстоит объяснить это ребенку. Не бойтесь подорвать авторитет взрослого. Если ребенок поймет, что всем людям свойственно ошибаться, это существенно облегчит его собственную жизнь (да и вашу тоже). Если ошибетесь вы, вам не придется изворачиваться перед ребенком, чтобы скрыть свой промах. Скажите просто: учитель ошибся, потому что устал, или спешил, или был чем-то расстроен, обижен. Скорее всего, так оно и было на самом деле. Обычно детей вполне устраивает такое объяснение, и они успокаиваются.
Если не прав был ребенок, вместе с ним спокойно обсудите, как можно исправить ситуацию. Не давите на него своим опытом. Пусть он попробует сам предложить выход, наиболее приемлемый для него. Тогда можно надеяться, что конфликт благополучно разрешится. Если вы чувствуете, что ребенок не готов пока к извинению или другим шагам, предупредите учителя и сделайте это сами. Попросите пока ни на чем не настаивать. В дальнейшем вы найдете путь к примирению, который устроит обе стороны.

Как найти выход из «безвыходной» ситуации?
Из ситуаций, которые не связаны с чьей-то неопытностью или случайной ошибкой, выйти труднее. Затяжные конфликты возникают, например, если родители недовольны педагогическим стилем учителя, считают его подавляющим или, наоборот, слишком мягким. Учитель может считать, что ваш ребенок неспособен справиться с программой, а вы утверждаете, что дело не в ребенке. Вариантов может быть много. В таком случае придется выбирать один из трех способов поведения.
1. Первый способ: забрать ребенка из класса или из школы. Такой путь не всегда приносит облегчение. Трудно предсказать, как сложится школьная жизнь ребенка там, куда вы его переведете. Ему еще не раз придется столкнуться с людьми, которые будут оценивать его не так, как хотелось бы ему или его родителям. Возможно, полезнее для ребенка приобрести опыт общения с разными взрослыми и разными детьми. Но если вы чувствуете, что возникшее психическое напряжение ему не по силам, — переводите в другую школу.
2. Второй способ: поставить учителю условие, чтобы он изменил свое отношение к ребенку. Вы чувствуете свою правоту, но не хотите менять класс, вас устраивает школа, учебная программа. Вы просто хотите, чтобы учитель изменил свое поведение. Способ довольно рискованный. Прежде чем им воспользоваться, оцените свои силы. Продумайте свои ходы и меры, которые можно предпринять, если учитель не только не выполнит ваших требований, но и решит помериться с вами силами. Думайте, прежде всего, о последствиях для ребенка.
3. Третий способ, самый естественный и универсальный: если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Ваша задача — помочь ребенку сохранить нормальную самооценку. Объясните, что отношение к нему не всегда зависит от его достоинств и недостатков. Помогайте ему при затруднениях в учебе. Он должен чувствовать уверенность в своих силах и в то же время уверенность в вашей поддержке. В разговоре с учителем дайте понять, что вам ясна его точка зрения, но ваш опыт подсказывает вам другое. И вы просите учесть свои пожелания.
Немаловажный момент в школьных конфликтах — обращение в различные инстанции, от администрации школы до городского отдела образования и выше. Конечно, вы будете действовать в соответствии с вашим жизненным опытом и темпераментом. И все же предпочтительнее попробовать разрешить ситуацию сначала в стенах самой школы. Если не получится — обращайтесь в районный комитет образования. Установка там в последнее время однозначная — учитывать, прежде всего, интересы ребенка.

Ловушки школьного двора
Помимо «разумного, доброго, вечного» мы нередко уносим из школы нечто не столь доброе, но очень долговечное — комплексы. С некоторыми из них нас поближе знакомит Ольга Александровна Карабанова,
доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ.

В начале славных дел

Первый класс
Начало первого школьного года (примерно 6 месяцев) непростой для всех ребят период привыкания к новой жизни и к новой роли. Если этот условно-испытательный срок миновал, а у малыша сохраняются серьезные проблемы, возможно, хищный зверек по имени комплекс уже запустил в него свои коготки.

Современные первоклашки обычно приходят в школу хорошо подготовленными в интеллектуальном отношении они уже умеют писать, читать и считать, знают (или думают, что знают!) множество самых разных вещей. И вот тут их подстерегает первая проблема — им начинает казаться, что их не научат здесь ничему новому, а разную полезную с их точки зрения информацию они запросто получат в других местах (с экрана телевизора, из компьютерных игр, разговоров дома и на улице). Если в такой момент не заинтересовать школьников содержанием учебной программы — а с этим педагогам нечасто хочется возиться! — так и останется у них на всю жизнь комплекс пассивного наблюдателя, который вынужден присутствовать на учебном (потом — рабочем) месте, но «во всех этих играх» не участвует, ничем не увлекается и ждет не дождется звонка на перемену.

Другая проблема — неумение некоторых малышей, привыкших к дошкольной вольнице, вписаться в жесткие рамки школьной жизни (особенно тяжело приходится тем, кто впервые попадает в детский коллектив). Не получается контакта с учителями — педагоги склонны считать таких детей ленивыми, плохо воспитанными, неспособными, а те просто не могут понять, что от них требуется. С одноклассниками тоже дружба не складывается. Появляется страх общения, ощущение, что другие ребята не хотят с тобой играть. Если в дальнейшем эти чувства будут прогрессировать — вот и классический комплекс неудачника, стремящегося к одиночеству. Такие дети в школе больше всего боятся переменок, когда приходится выбираться из своего безопасного угла и оказываться среди шумных, уверенных в себе сверстников.

Эх, тройка, птица-тройка!

Второй класс
Главное оружие школьного учителя — оценка. Это мера всех вещей, единственный показатель успеха или провала. За «пятерки» хвалят и ставят в пример, за «двойки» вызывают родителей, «троечников» уговаривают подтянуться. Получая назад свою домашнюю или контрольную работу, ребенок больше всего боится увидеть в тетради многочисленные исправления беспощадным красным цветом и в итоге плохую оценку, а значит он всегда будет подсознательно избегать новых непроверенных способов решения, собственных мыслей, дополнительных заданий. Отсюда «растут ноги» у комплекса недопустимости ошибки, когда человек всю жизнь боится сделать неверный шаг, «высунуться», показать, что чего-то не знает.

«Двоечник» и «отличник» — эти ярлыки, повешенные в школе, часто остаются на всю жизнь. И неизвестно, какой больше может эту жизнь отравить… «Двоечник» уверен, что ему и «барахтаться» бесполезно, все равно он ничего не достигнет и «выше себя не прыгнет» — таким мыслям немало способствуют некоторые учителя, ставящие оценки исключительно по инерции. А «отличник» всю жизнь лезет из кожи вон, чтобы оправдать ожидания общественности и не уронить свое «знамя», тащить которое уже иногда и сил нет, да и не нужно оно никому… Это самые зависимые от чужого мнения люди: они привыкли работать на публику, их основное занятие — зарабатывание очков. А вот как раз «троечники», как правило, наиболее устойчивы к возникновению комплексов — они свободны от «оценочной» зависимости, у них свои приоритеты и интересы.

Конечно, все родители в глубине души мечтают, чтобы их любимое чадо хорошо училось, но для ребенка лучше, чтобы хотя бы в семье от него не требовали «пятерок» по всем предметам.

В некоторых скандинавских школах разрешается ходить по классу и разговаривать друг с другом во время урока и вообще нет системы оценок. Дети там не боятся высказывать свое мнение и вырастают более раскрепощенными и открытыми.

Ах, какое блаженство знать, что я совершенство!

Пятый класс
Комплексы проявляются по-разному, и совершенно не обязательно человек при этом считает, что он чем-то хуже других, случается и наоборот — он кажется себе самым лучшим, исключительным, сверхполноценным, и вся жизнь его проходит в печальном недоумении: почему же окружающие этого не замечают?! А истоки подобной завышенной самооценки нужно искать в школьном возрасте.

Бывает, в младших классах ребенок успевает по всем предметам, хорошо себя ведет, громко читает стихи — просто подарок для учителя, который начинает постоянно хвалить его и ставить всем в пример. При переходе в среднюю школу меняется система требований, приходят новые педагоги, которым некогда искать подходы к каждому ученику. И если при этом у бывшего «успешника» никаких выдающихся способностей нет или они глубоко спрятаны, возникает серьезный внутренний конфликт. Он привык «быть первым и лучшим», а теперь «не тянет», не справляется, становится таким же, как все, а то и отстающим…

Наученный сладким опытом успеха, снизить уровень своих притязаний такой ребенок уже не хочет, а быть и дальше «впереди планеты всей» не может по объективным причинам. Психологи называют это тягостное, тревожное, напряженное состояние аффектом неадекватности. Такие дети часто становятся завистливыми, не радуются чужим успехам и всеми силами стараются избегать «острых» ситуаций — например, «заболевают» перед контрольными и экзаменами.

Чтобы не выработать у ребенка подобный комплекс завышенной самооценки, нужно не перехваливать его чрезмерно и всегда оценивать только конкретный результат («Ты хорошо подготовился к диктанту!» вместо «Да у тебя же абсолютная грамотность!»). Если аффект неадекватности уже сформировался, ни в коем случае нельзя «ломать» подростка негативными критическими заявлениями («Ты не умеешь», «Не знаешь», «Хуже всех»), а надо найти ту область, где он действительно лучше, способнее других.

Конечно, вырастить гармоничную незакомплексованную личность в условиях нашего фронтального обучения очень сложно. По некоторым данным, в каждом классе есть 10-15 детей, нуждающихся в индивидуальном подходе Но сейчас родители могут выбирать среди все большего разнообразия педагогических систем демократичную обстановку и дифференцированное обучение, что поможет ребенку избежать многих «ловушек».

Нет правды на земле…

Седьмой класс
В подростковом возрасте (13-17 лет) — дети (сами уже не считающие себя таковыми) наиболее уязвимы, любят «копаться» в себе и приписывать окружающим повышенное внимание к собственной персоне. Подростку кажется, что он «живет на сцене». С 6-7-го класса самым значимым становится мнение сверстников, которые, к сожалению, не всегда добры и справедливы. В этом возрасте ребенку очень важно «быть, как все», иметь то, что есть у всех, ездить туда, куда ездят все… Коллектив диктует все — от прически до марки мобильного телефона, и горе «белым воронам», не имеющим возможности соответствовать.

Детские переживания «у всех есть, а у меня нет» — мощный источник формирования различных комплексов — от боязни появляться в обществе не в том «прикиде» до буйной агрессии. Но здесь очень многое зависит от атмосферы в конкретном учебном заведении, от принятой там системы ценностей и позиции лидеров класса. Иногда единственный выход — смена класса или школы.

В отношениях же с педагогами к 7-8-му классу на первое место выходит проблема учительской несправедливости. Каждая незаслуженная (с точки зрения подростка) отметка (неважно, хорошая или плохая, чужая или своя) — маленький кирпичик в фундамент мощного комплекса искателя правды, уверенного, что кругом царят ложь и произвол. Отсюда два пути — человек или чувствует себя жертвой «общемирового заговора» и постоянно «рвется в бой» с криком: «Они все заодно, но я им все выскажу, я всех защищу!», или принимает на всю жизнь пассивную позицию вечной жертвы несправедливых людей и обстоятельств: «Все равно ничего не докажешь…»

Конечно, учителя действительно не всегда объективны, завышают или занижают отметки, но нужно научить ребенка не делать из отметок трагедии. Во-первых, у детей свои критерии оценок, и тоже далеко не всегда правильные (родители, считающие, что «все то вздор, чего не знает Митрофанушка», оказывают своим чадам плохую услугу). Во-вторых, учитель — живой человек и может добросовестно заблуждаться или хотеть «вытянуть» из ребенка больше знаний, чем тот расположен отдать. И есть, конечно, необоснованно придирчивые педагоги, но это еще не повод для установки «Весь мир несправедлив!».

Статья подготовлена по материалам журнала «Здоровье».

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик посетителей