Версия для слабовидящих 

Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

 

Ребенок глазами взрослого

(опросник)

ФИО____________________________________________________________________

Возраст________________________ Дата заполнения___________________________

Заполнил (родитель, психолог, педагог)______________________________________

________________________________________________________________________

Определите, каким образом проявляется агрессивность у ребенка и как часто наблюдается:

0 – нет проявления агрессивности

1 – проявление агрессивности наблюдается иногда

2 – часто

3 – почти всегда

4 – непрерывно

Добавьте те, которые не указаны.

 

Вегетативные признаки проявления агрессивности:

— краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева [0 1 2 3 4],

— облизывает губы в состоянии раздражения, гнева [0 1 2 3 4],

— _____________________________________________ [0 1 2 3 4].

Внешнее проявление агрессивности:

  • кусает губы в состоянии раздражения [0 1 2 3 4],
  • сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева [0 1 2 3 4],
  • сжимает губы, кулаки, когда обижают [0 1 2 3 4],
  • тревожное напряжение разрешается гневом [0 1 2 3 4],
  • ____________________________________ [0 1 2 3 4]

Длительность агрессии:

  • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 минут [0 1 2 3 4]
  • после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 минут [0 1 2 3 4]
  • ­_______________________________________________________ [0 1 2 3 4]

Чувствительность к помощи взрослого:

  • помощь взрослого не помогает овладевать собственной агрессией [0 1 2 3 4]
  • помощь взрослого не помогает успокоиться [0 1 2 3 4]
  • замечания в словесной форме не тормозят вербальной агрессии [0 1 2 3 4]
  • замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии [0 1 2 3 4]
  • чувство неприязни к другим не корректируется извне [0 1 2 3 4]
  • ___________________________________________________ [0 1 2 3 4]

Особенности отношения к собственной агрессии:

  • говорит, что поступил плохо, но все равно продолжает вести себя агрессивно [0 1 2 3 4]
  • не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые [0 1 2 3 4]
  • _________________________________________________________ [0 1 2 3 4]

Недостаточность в проявлении гуманных чувств:

  • стремление делать назло другим [0 1 2 3 4]
  • проявляет безразличие к страданиям других [0 1 2 3 4]
  • стремится причинить другому страдание [0 1 2 3 4]
  • не возникает чувства вины после агрессивных действий [0 1 2 3 4]
  • _______________________________________________  [0 1 2 3 4]

Реакция на новизну:

  • новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности  [0 1 2 3 4]
  • в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции [0 1 2 3 4]
  • _______________________________________________ [0 1 2 3 4]

Реакция на ограничение:

  • яростно сопротивляется при попытке удержать его в состоянии гнева [0 1 2 3 4]
  • ______________________________________________ [0 1 2 3 4]

Реактивность (чувствительность к агрессии других):

  • проявляет агрессивные реакции первым [0 1 2 3 4]
  • первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка [0 1 2 3 4]
  • проявляет агрессивные реакции на действия других [0 1 2 3 4]
  • толкается, когда обижают [0 1 2 3 4]
  • бьет других детей, если его случайно толкнули [0 1 2 3 4]
  • _____________________________________________ [0 1 2 3 4]

Чувствительность к присутствию других:

  • щиплется на глазах у всех [0 1 2 3 4]
  • толкает свертника на глазах у всех [0 1 2 3 4]
  • ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное  повендение  [0 1 2 3 4]
  • __________________________________________________ [0 1 2 3 4]

Физическая агрессия, направленная на предмет:

  • ломает постройку на глазах у всех [0 1 2 3 4]
  • стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку [0 1 2 3 4]
  • бросает предмет об стену [0 1 2 3 4]
  • стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется по правилам игры [0 1 2 3 4]
  • отрывает кукле руки, ноги [0 1 2 3 4]
  • __________________________________________________ [0 1 2 3 4]

Физическая агрессия, направленная на животных:

  • щиплет кошку [ 0 1 2 3 4]
  • выкручивает хвост кошке [0 1 2 3 4]
  • специально наступает на лапы собаке [0 1 2 3 4]
  • _________________________________ [0 1 2 3 4]

Физическая агрессия, направленная на сверстников:

  • толкает других детей в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
  • проходя ударяет встречных [0 1 2 3 4]
  • бьет других детей в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
  • ударяет детей и внезапно успокаивается [0 1 2 3 4]
  • стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) [0 1 2 3 4]
  • кусает других детей в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
  • _________________________________________ [0 1 2 3 4]

Агрессия, направленная на себя:

  • просит себя стукнуть еще раз [0 1 2 3 4]
  • берет на себя вину за других [0 1 2 3 4]
  • рвет на себе волосы [0 1 2 3 4]
  • щиплет себя в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
  • кусает себя в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
  • _______________________________ [0 1 2 3 4]

Агрессия, направленная на взрослого: 

  • бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки [0 1 2 3 4]
  • бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки [0 1 2 3 4]
  • тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения [0 1 2 3 4]
  • в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком [0 1 2 3 4]
  • в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком [0 1 2 3 4]
  • царапает взрослого [0 1 2 3 4]
  • беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи [0 1 2 3 4]
  • бьет изо всех сил ногой бабушку [0 1 2 3 4]
  • _____________________________________ [0 1 2 3 4]

 

Вербальная (словесная) агрессия:

  • говорит обидные слова детям [0 1 2 3 4]
  • говорит обидные слова взрослым [0 1 2 3 4]
  • говорит нецензурные слова детям [0 1 2 3 4]
  • говорит нецензурные слова взрослым [0 1 2 3 4]
  • _____________________________ [0 1 2 3 4]

Агрессивность в виде угрозы (невербальная):

  • замахивается, но не ударяет другого [0 1 2 3 4]
  • пугает другого [0 1 2 3 4]
  • ________________________ [0 1 2 3 4]

Агрессия разных видов и направленности:

  • агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) [0 1 2 3 4]
  • ________________________________________ [0 1 2 3 4]
  • _________________________________________ [0 1 2 3 4]

Другие проявления агрессии:

  • плюется в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
  • ____________________________ [0 1 2 3 4]

Сложив полученные баллы, вы определите уровень агрессивности ребенка.

Уровень 1 – от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности  закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью

Уровень 2 – от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Уровень 3 – от 130 до 195 баллов. Ребенку требуется значительная психолого- педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Уровень 4 – от 195 до 260 баллов. Психолого – педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик посетителей