Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Ребенок:
- Часто теряет контроль над собой.
- Часто спорит, ругается со взрослыми.
- Часто отказывается выполнять правила.
- Часто специально раздражает людей.
- Часто винит других в своих ошибках.
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
- Часто завистлив, мстителен.
- Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
- Временами кажется, что в него вселился злой дух.
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
- Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
- Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
- Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
- Он не прочь подразнить животных.
- Переспорить его трудно.
- Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
- Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
- В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
- Часто не по возрасту ворчлив
- Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
- Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
- Легко ссорится, вступает в драку
- Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
- У него нередки приступы мрачной раздражительности.
- Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
- Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Ребенок глазами взрослого
(опросник)
ФИО____________________________________________________________________
Возраст________________________ Дата заполнения___________________________
Заполнил (родитель, психолог, педагог)______________________________________
________________________________________________________________________
Определите, каким образом проявляется агрессивность у ребенка и как часто наблюдается:
0 – нет проявления агрессивности
1 – проявление агрессивности наблюдается иногда
2 – часто
3 – почти всегда
4 – непрерывно
Добавьте те, которые не указаны.
Вегетативные признаки проявления агрессивности:
— краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева [0 1 2 3 4],
— облизывает губы в состоянии раздражения, гнева [0 1 2 3 4],
— _____________________________________________ [0 1 2 3 4].
Внешнее проявление агрессивности:
- кусает губы в состоянии раздражения [0 1 2 3 4],
- сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева [0 1 2 3 4],
- сжимает губы, кулаки, когда обижают [0 1 2 3 4],
- тревожное напряжение разрешается гневом [0 1 2 3 4],
- ____________________________________ [0 1 2 3 4]
Длительность агрессии:
- после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 минут [0 1 2 3 4]
- после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 минут [0 1 2 3 4]
- _______________________________________________________ [0 1 2 3 4]
Чувствительность к помощи взрослого:
- помощь взрослого не помогает овладевать собственной агрессией [0 1 2 3 4]
- помощь взрослого не помогает успокоиться [0 1 2 3 4]
- замечания в словесной форме не тормозят вербальной агрессии [0 1 2 3 4]
- замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии [0 1 2 3 4]
- чувство неприязни к другим не корректируется извне [0 1 2 3 4]
- ___________________________________________________ [0 1 2 3 4]
Особенности отношения к собственной агрессии:
- говорит, что поступил плохо, но все равно продолжает вести себя агрессивно [0 1 2 3 4]
- не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые [0 1 2 3 4]
- _________________________________________________________ [0 1 2 3 4]
Недостаточность в проявлении гуманных чувств:
- стремление делать назло другим [0 1 2 3 4]
- проявляет безразличие к страданиям других [0 1 2 3 4]
- стремится причинить другому страдание [0 1 2 3 4]
- не возникает чувства вины после агрессивных действий [0 1 2 3 4]
- _______________________________________________ [0 1 2 3 4]
Реакция на новизну:
- новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности [0 1 2 3 4]
- в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции [0 1 2 3 4]
- _______________________________________________ [0 1 2 3 4]
Реакция на ограничение:
- яростно сопротивляется при попытке удержать его в состоянии гнева [0 1 2 3 4]
- ______________________________________________ [0 1 2 3 4]
Реактивность (чувствительность к агрессии других):
- проявляет агрессивные реакции первым [0 1 2 3 4]
- первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка [0 1 2 3 4]
- проявляет агрессивные реакции на действия других [0 1 2 3 4]
- толкается, когда обижают [0 1 2 3 4]
- бьет других детей, если его случайно толкнули [0 1 2 3 4]
- _____________________________________________ [0 1 2 3 4]
Чувствительность к присутствию других:
- щиплется на глазах у всех [0 1 2 3 4]
- толкает свертника на глазах у всех [0 1 2 3 4]
- ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное повендение [0 1 2 3 4]
- __________________________________________________ [0 1 2 3 4]
Физическая агрессия, направленная на предмет:
- ломает постройку на глазах у всех [0 1 2 3 4]
- стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку [0 1 2 3 4]
- бросает предмет об стену [0 1 2 3 4]
- стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется по правилам игры [0 1 2 3 4]
- отрывает кукле руки, ноги [0 1 2 3 4]
- __________________________________________________ [0 1 2 3 4]
Физическая агрессия, направленная на животных:
- щиплет кошку [ 0 1 2 3 4]
- выкручивает хвост кошке [0 1 2 3 4]
- специально наступает на лапы собаке [0 1 2 3 4]
- _________________________________ [0 1 2 3 4]
Физическая агрессия, направленная на сверстников:
- толкает других детей в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
- проходя ударяет встречных [0 1 2 3 4]
- бьет других детей в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
- ударяет детей и внезапно успокаивается [0 1 2 3 4]
- стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) [0 1 2 3 4]
- кусает других детей в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
- _________________________________________ [0 1 2 3 4]
Агрессия, направленная на себя:
- просит себя стукнуть еще раз [0 1 2 3 4]
- берет на себя вину за других [0 1 2 3 4]
- рвет на себе волосы [0 1 2 3 4]
- щиплет себя в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
- кусает себя в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
- _______________________________ [0 1 2 3 4]
Агрессия, направленная на взрослого:
- бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки [0 1 2 3 4]
- бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки [0 1 2 3 4]
- тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения [0 1 2 3 4]
- в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком [0 1 2 3 4]
- в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком [0 1 2 3 4]
- царапает взрослого [0 1 2 3 4]
- беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи [0 1 2 3 4]
- бьет изо всех сил ногой бабушку [0 1 2 3 4]
- _____________________________________ [0 1 2 3 4]
Вербальная (словесная) агрессия:
- говорит обидные слова детям [0 1 2 3 4]
- говорит обидные слова взрослым [0 1 2 3 4]
- говорит нецензурные слова детям [0 1 2 3 4]
- говорит нецензурные слова взрослым [0 1 2 3 4]
- _____________________________ [0 1 2 3 4]
Агрессивность в виде угрозы (невербальная):
- замахивается, но не ударяет другого [0 1 2 3 4]
- пугает другого [0 1 2 3 4]
- ________________________ [0 1 2 3 4]
Агрессия разных видов и направленности:
- агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) [0 1 2 3 4]
- ________________________________________ [0 1 2 3 4]
- _________________________________________ [0 1 2 3 4]
Другие проявления агрессии:
- плюется в состоянии раздражения [0 1 2 3 4]
- ____________________________ [0 1 2 3 4]
Сложив полученные баллы, вы определите уровень агрессивности ребенка.
Уровень 1 – от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью
Уровень 2 – от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Уровень 3 – от 130 до 195 баллов. Ребенку требуется значительная психолого- педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
Уровень 4 – от 195 до 260 баллов. Психолого – педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.