Версия для слабовидящих 

Как помочь тревожному ребенку?

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ
Совершенно очевидно, что ни один ро-дитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют раз-витию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требо-вания, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и поддержки. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ре-бенок физически и психически сдержи-вает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голо-ва его уходит в плечи. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реа-лизации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы за-верить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем не-способных детей).
Уважаемые родители, обратите внима-ние на то, что чаще всего тревожность у ребенка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Негативными требованиями, предъ-являемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое по-ложение;
2. Неадекватными, чаще всего завы-шенными тре¬бованиями;
3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку роди-тели и/или школа.
Необходимо подчеркнуть, что форми-рование тревожности у детей чаще всего является следствием неправильного воспитания. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, со-вершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворен-ностью собственным положением, с желанием воплотить собствен¬ные нере-ализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей мо-гут быть связаны и с другими причина-ми. Так, добив¬шись высокого положе-ния в обществе или ма¬териального бла-гополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать или учиться сверх меры. Также нередки слу¬чаи, когда родители сами являются высокотре¬вожными, с заниженной самооценкой, вследствие чего они воспринимают малейшую не-удачу как катастрофу, отчего и не поз-воляют ему сделать ни малейшего про-маха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испы-тывать страх не соответствовать ожи-даниям окружающих, чув¬ствовать себя неудачником. Со временем он привы-кает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Та-ким образом, формируется личность человека, кото¬рый старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Некоторые родители, стремясь уберечь сво¬его ребенка от любых реальных и мнимых уг¬роз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной безза¬щитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способст¬вует нормальному развитию ребенка, реализа¬ции его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.
К сожалению, как показали исследова-ния специалистов, большинство роди-телей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Поэтому важной ре-комендацией для оказания помощи тре-вожному ребенку является самоанализ родителями своего педагогического воздействия на ребенка и своих побу-дительных мотивов в общении с ним. Кроме того родителям тревожного ре-бенка следует быть последовательными в своих действиях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку родителей и учителей.

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПО-МОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ?
Помощь тревож¬ными детьми целесо-образно оказывать в трех основ¬ных направлениях: во-первых, по повыше-нию самооцен¬ки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напря-жения; и в-третьих, по отработке навы-ков владения собой в ситу¬ациях, трав-мирующих ребенка.
1. Повышение самооценки.
Конечно же, повысить самооценку ре-бенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить це-ленаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Проявляйте искреннюю заботу о нем, и как можно чаще давайте позитивную оценку его действиям и поступкам. Не сравнивайте личность ребенка с личностными качествами других детей, принимайте ребенка безусловно, то есть таким каков он есть. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

2. Обучение способам снятия мы-шечного и эмоционального напря-жения.
Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мы-шечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряже-ние – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релакса-ционные упражнения. Использование элементов массажа и даже простое рас-тирание тела также способствует снятию мышечного напряжения. Если это будет делать не мед. сестра, а мама, то это будет вдвойне хорошо, так как кроме самого массажа ею будет установлен ещё и телесный контакт с ребенком, ко-торый очень важен.

3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Зная о трудностях ребенка, а так же в случае, если ребенок не говорит открыто о них, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через ролевую игру, или иг-ру с солдатиками, куклами возможные сложные ситуации. Может быть, ребенок сам предложит сюжет, развитие со-бытий. Важно, чтобы сюжетами для игр были «трудные» случаи из жизни ре-бенка. Роли следует распределять сле-дующим образом: за «трусливую» кук-лу го¬ворит ребенок, а за «смелую» — взрослый. Затем надо поменяться роля-ми. Это позво¬лит ребенку посмотреть на ситуацию с раз¬ных точек зрения, а пережив вновь «непри¬ятный» сюжет, избавиться от преследующих его нега-тивных переживаний.
Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Так же с этой целью можно придумывать вместе с ребенком сказки, герои которых могут попадать в тревожащие их ситуации и находить достойный выход из них.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
• Необходимо понять и принять тре-вогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций — приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может об-ратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно по-сочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
• Помогайте ребенку преодолеть тре-вогу — создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Таким образом вы по-кажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
• Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сде-лать его возвращение постепенным — например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе — не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
• В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка — предложите по-думать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
• Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям — оговаривайте то, что будет происходить.
• Не пытайтесь повысить работоспо-собность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных крас-ках. Например, подчеркивая, какая се-рьезная контрольная его ждет.
• Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произо-шло то-то и мне удалось …»
• Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной — это важный опыт, ты по-нял, что нужно повторить, на что обра-тить внимание…
• Важно научить ребенка ставить пе-ред собой небольшие конкретные цели и достигать их.
• Учите ребенка (и учитесь сами) рас-слабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адек-ватно выражать негативные эмоции.
• Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
• У оптимистичных родителей — оп-тимистичные дети, а оптимизм — защита от тревожности.
• Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ре-бенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)
• Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
• Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом да-ется какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и ока-жите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте по-хвалить.
• Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
• Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, вы-берите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик посетителей