Версия для слабовидящих 

Как помочь ребенку в выборе профессии

Вы часто были невольными свидетелями таких диалогов: “Мало ли, что он не хочет! Мы решили, что сын будет врачом.” или: “Надоела она со своими танцами. Будет поступать на экономический.”, — или: ”Ну, и что, что он любит историю, историей денег не заработаешь!”. Обратите внимание: родители безапелляционны. Они уверены, что их действия приведут ребенка к счастью, они знают, что делают. На самом деле они только думают, что знают. Родители пытаются решить свои собственные проблемы, как бы исправить свою собственную жизнь, используя, как средство, сына или дочь. Хочется крикнуть: ”Уважаемые родители, вспомните себя в возрасте ваших детей!” Разве не страдали вы от давления и непонимания папы и мамы? Разве не винили их, за то, что они “сунули” вас в “ненужный” институт? Разве не страдали от неправильно выбранного жизненного пути, потерянных лет? Что греха таить, редко, кто искренне благодарен своим родным за мудрый совет, поддержку, а иногда за предоставление полной свободы в профессиональном самоопределении.
Как помочь ребенку, не навредить, не сломать его Я? Можно ли спланировать карьеру? Когда начать? С чего начать? Что для этого нужно? Мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Главная задача семьи — создать условия для раскрытия способностей ребенка, проявления его одаренности. Один мудрец сказал: ”Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь”, другой добавил: “После трех уже поздно.” Да, действительно, именно до трех лет вы должны высвободить из ребенка и огромную силу интеллекта, и проявить его художественные, музыкальные, двигательные, душевные способности. Прочитайте интереснейшую книгу Сесиль Лупан “Поверь в свое дитя”. Мы уверены, вы сразу захотите сделать для Вашего малыша все то, что советует автор. И надеемся, что с любовью, радостью, улыбкой вы откроете ребенку мир речи и поэзии, чтения и письма, иностранных языков, логики и счета, истории и географии, истории искусства и рисования, музыки и плавания, спорта и многого другого. Первый этап планирования карьеры мы назвали бы “ОТКРЫТИЕ”.
Но здесь мы хотели бы сделать первое предостережение. Ребенок не должен чувствовать, что его пичкают знаниями, что его учат, что его натаскивают, что готовят к какой-то престижной школе, постоянно оценивают, сравнивают с другими детьми. Не настаивайте, не сердитесь, не демонстрируйте знания малыша перед друзьями. Играйте с ребенком. Мы уверены, что только этот метод приведет к желаемым результатам. Любые перегрузки нервной системы, интеллекта, психики — может привести к плачевному итогу. Вот почему мы всегда с опаской относимся к, так называемым, программам интеллектуального развития в наших детских садах. Да, действительно, дети, обучающиеся по таким программам, с успехом поступают в любую школу, первое время хорошо учатся. А что потом? Можем ли мы с уверенностью сказать, что эти дети успешны во взрослой жизни? Нет, не можем, поскольку таких исследований не проводится. И, кроме того, хочется обратить ваше внимание на следующий факт: “Наши дети перестают учиться с удовольствием к 6 классу. Они практически ничего не читают?” Хочется задать риторический вопрос: “Может быть, они устали учиться? ведь они учатся уже более 10 лет?”
Надеемся, что самый важный этап вы пройдете достойно, без потерь.
Наступает следующий этап планирования карьеры, который мы могли бы назвать “ГАРМОНИЯ”. Из спектра способностей вашего ребенка вы уже сможете выделить нечто особенное, что может стать в последствии его Делом. Всячески надо поддерживать эту искорку, создавать возможность для ее развития, разгорания. Однако, второе предостережение: ранняя узкая специализация, как правило, вредна (мы здесь не говорим о редких случаях с чрезвычайно одаренными детьми). До 12 лет ваша задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка определенные профессиональные и личностные ресурсы. Каковы эти ресурсы: здоровье, психологические особенности, знания, интересы, внешность, нравственная позиция, культура поведения и общения.
Самое несправедливое и часто непреодолимое препятствие, с которым сталкивается человек при выборе профессии — это здоровье и его психологические особенности. Например, у ребенка аллергия на лекарственные препараты: очень осторожно нужно отнестись к выбору профессии косметолога, химика, провизора и т.д. Если есть некоторые аномалии скелетно-мышечного развития, нужно выбирать профессии, не требующие длительного стояния на ногах и т.д. и т.п.
Очень важно также иметь ввиду особенности темперамента и характера. Психологические черты формируют характер человека, его отношение к людям, к деятельности, к собственности, к себе. Проанализируйте своего ребенка с точки зрения наличия у него следующих качеств:
• Отношение к людям
 общительность, откровенность,
 чуткость, доброта, замкнутость,
 застенчивость, злобность,
 открытость,
 высокомерие, властолюбие.
• Отношение к деятельности
 добросовестность,
 трудолюбие,
 инициативность,
 небрежность,
 консерватизм,
 безответственность,
 лень.
• Отношение к собственности
 аккуратность,
 бережливость,
 экономность,
 неряшливость,
 скупость.
• Отношение к себе
 скромность,
 самокритичность,
 требовательность,
 самолюбие,
 самоуверенность,
 тщеславие,
 эгоизм.
Учет знаний особенностей характера и темперамента необходим при выборе профессии. В профессии врача, учителя, психолога необходима доброжелательность, общительность, чуткость. Для научной деятельности: трудолюбие, аккуратность, добросовестность, требовательность. Мы советуем Вам почитать интереснейшую книгу Константина Платонова “Занимательная психология”. Мы уверены, что она зарядит Вас энергией творчества, самопознания.
Вы, как любящие родители, зная особенности характера и здоровья своего ребенка должны сделать все, чтобы, по — возможности, скорректировать недостатки и развить достоинства личности, имея ввиду возможный выбор карьеры. Поэтому второй этап выбора карьеры должен сопровождаться обязательными занятиями в спортивных секциях, кружках — это не только укрепляет здоровье, но и исправляет осанку, внешний вид, что очень важно в “современном” рыночном мире.
Из всего спектра услуг дополнительного образования Вы должны выбрать для вашего ребенка такие, которые помогут ему в любой жизненной ситуации и это, прежде всего, занятия иностранным языком, тренинги общения, курсы этики и этикета, компьютерные курсы. Конечно, не мешайте ему заниматься и его любимым делом.
И еще очень важный момент в планировании карьеры ребенка связан с этим этапом. Вы должны продемонстрировать ему как можно больше различных профессий. Во-первых, в библиотеке Вы найдете массу нужной информации. Во-вторых, необходимо вместе с ребенком посещать все профессиональные выставки, которые открываются в Вашем городе. В-третьих, предоставляйте возможности ребенку посмотреть по телевидению передачи, которые рассказывают о профессиях. В — четвертых, расскажите сыну и дочке о своей профессии. Просите это сделать ваших друзей, знакомых. Таким образом, Вы сможете насытить ребенка знаниями о профессиональном мире. Обсуждайте с ним все увиденное и услышанное. Наблюдайте за возникновением интереса к чему-то, поощряйте его.
Дайте возможность ребенку немного разобраться в себе. 12 лет — самое время для первого шага к самооценке. Этот шаг можно назвать — Составление карты интересов. Идея подобного тестирования состоит в том, что ребенку предлагаются вопросы, относящиеся к различным характеристикам той или иной сферы деятельности. Отвечая на них, выбирая один из пяти предлагаемый вариантов ответов, ребенок составляет некую шкалу предпочтений для себя той или иной профессии. Проведенное исследование важно как для ребенка, который самостоятельно сформулировал свое отношение к различным сферам деятельности так и для родителей, которые еще раз проверят свое знание, понимание сына или дочки и смогут его откорректировать, а также для объединения старших и младших в семье на достижение единой цели. Это исследование — начало третьего этапа в планировании карьеры, который мы назвали бы “ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ”.
Все, что мы вам советовали делать на втором этапе — продолжайте. Особенность нового этапа связана с труднейшим процессом самопознания для ребенка, утверждением своего Я. Программа действий в этот период связана с преодолением общих ошибок и затруднений в выборе профессии. Обратите внимание что:
 нельзя относиться к профессии как к окончательному, пожизненному выбору;
 нельзя выбирать профессию “за компанию”, или по указке;
 нужно знать все существенные стороны профессии, взвесить все “за” и “против”;
 нельзя переносить отношение к конкретному человеку на профессию, которой он занимается;
 нельзя отождествлять школьный предмет с профессией;
 нельзя выбирать профессию, не оценив свои личностные качества и физические особенности.
Очень важный момент в совместной работе ребенка и родителя — это обсуждение желаемой формулы предстоящей профессии. Почитайте книгу Е.А. Климова “Как выбирать профессию”, вы найдете для себя очень много интересного.
1. Все профессии делятся на принадлежность к какой-то отрасли: производственной (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и непроизводственной сферы (искусство, образование, здравоохранение, финансы, коммуникации и пр.).
2. Кроме того, профессии могут быть гностические (сортировщик, контролер, корректор), преобразующие (операторы, скульпторы, строители), изыскательские (конструктор, программист, научный работник).
3. В зависимости от того, на какой предмет труда воздействует человек профессии различаются на следующие группы: человек-природа (предмет труда: вода, земля, атмосфера, полезные ископаемые, биологические процессы, живые организмы), человек- техника ( предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты), человек-человек (предмет труда: человек, группы людей, коллективы), человек-знак (предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, язык, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты), человек — художественный образ (предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов).
4. Профессий делятся и по орудиям труда: ручной труд (хирург, резчик, столяр), машинно-ручной труд (токарь, шофер), с использованием автоматики и компьютеров (печатник, программист); функциональный труд (певец, учитель).
5. Последний критерий определения специальности — условия труда: открытый воздух (агроном, геолог), бытовой микроклимат (экономист, бухгалтер), необычные условия (космонавт, каскадер, актер), повышенная материальная ответственность (учитель, юрист, врач).
Вы сможете составить формулу каждой профессии, выбирая из каждой из пяти предложенных групп один вариант. Таким образом, вы вместе с ребенком определитесь, какой видит он свою будущую профессию.
Необходимо выяснить, кроме того, у ребенка и мотивы выбора профессии:
— могут преобладать мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
— могут привлекать материальные моменты, желание заработать;
— могут преобладать стремления к творческой работе, к новым технологиям и пр.;
— могут привлекать социальные мотивы, моральные, эстетические.
При профессиональном самоопределении важно оценить место конкретной профессии в современном рыночном пространстве. Необходимо соотнести “Хочу”, о чем мы говорили выше, с “Могу”, что базируется на полученных знаниях, умениях, навыках, и “Надо”, что тесно связано с потребностями рынка труда в кадрах. Сориентироваться на рынке труда Вам помогут газетные публикации, например газета “Из рук в руки”, информация о статистике безработицы и прочие материалы, которые Вы должны знать и донести до своего ребенка. По возможности, найдите для него нишу, которая разрешит противоречия между “Хочу” и “Надо”.
Теперь о самом главном: о “Могу”. Мы обращали Ваше внимание на необходимость оценки характера и темперамента ребенка, его уровня здоровья, что оказывает влияние на некоторые ограничения при выборе профессии. Кроме того, каждый человек имеет некоторое представление о себе. Оно может быть как правильным (адекватным), так и неправильным (заниженным или завышенным). Заниженная самооценка-это ощущение своей неполноценности, трудности в общении и самореализации. Чаще всего профессиональная несостоятельность связана именно с низкой самооценкой, отсутствием чувства уважения и любви к себе. Поэтому на третьем этапе планирования карьеры Вы должны уделить особое внимание повышению уровня самооценки вашего ребенка: говорите о ребенке “хорошо” другим людям в его присутствии; переговорите с учителями и разработайте совместную программу в указанном направлении; предложите ребенку пройти специальные тренинги, которые помогут ему осознать свое “Я” и пр.
И, наконец, “Могу” — это способности, знания, умения. Способности у Вашего ребенка уже проявились: литературные, технические, организаторские, математические, педагогические или художественные. Вы всячески их поддерживаете. Но, что греха таить, порой способности есть, а желания применить их в профессии — нет. Как решить это противоречие? Вы можете не согласиться с нами, но все-таки мы выскажем свою точку зрения. Предостережение номер три: “Дайте возможность ребенку определиться самостоятельно. Его способности все равно проявятся в профессии, выбранной им самим. Но зато он никогда не упрекнет Вас в том, что Вы навязали ему свое видение его будущего. Советуйте, но не настаивайте! Помогайте, но не давите!”.
Как оценить реальные знания ребенка? Ему выставляют оценки и они, вроде бы, свидетельствуют об уровне знаний. Но это не так. Школы — разные. Учителя — разные. Программы — разные. Необходимо, чтобы подросток оценил свои знания в незнакомой среде. Предлагайте ему участвовать во всевозможных конкурсах, викторинах, пусть попробует свои силы в предварительных экзаменах в различные учебные заведения, пусть протестируется в специализированных центрах и консультациях. После подобных состязаний ребенок четко сможет осознать свой уровень по сравнению с уровнем сверстников. Сможет скорректировать свою подготовку к желаемой профессии, избавиться от ненужных комплексов, связанных с адаптацией к условиям конкурса.
Особо скажем о тестировании. Ни один результат теста не является абсолютным и окончательным. Ни один психолог не имеет права утверждать и настаивать на том, что вот эта девочка или мальчик должны работать там-то или поступать в такое-то учебное заведение. Цель подобного мероприятия — дать возможность подростку провести самоанализ, а родителям — или пересмотреть или утвердить свою позицию по отношению к оценкам знаний и интересов сына или дочки. Иными словами — помочь семье в планировании карьеры. Набор тестов — это некое искусство психолога. В Центре “Детство” Научно-исследовательского института информационных технологий Правительства Москвы подросткам предложат тесты:
— на оценку профессиональной готовности, где необходимо разобраться в своих умениях, ощущениях и желаниях;
— на компетентность в области логики, арифметики, геометрии, русского языка, а также на внимание и осведомленность;
— на выявление интересов к тем или иным сферам человеческой деятельности;
— на творческое мышление, воображение, память;
— на самооценку;
— на мотивацию выбора профессии;
— на психические особенности личности.
По результатам тестирования разрабатывается программа действий, в которой участвует подросток и семья, намечаются возможные направления планирования карьеры. Здесь же Вам предложат перечень учебных заведений, которые могут быть Вам интересны.
Если Родители и дети утвердились в выборе профессиональной направленности, наступает четвертый, самый ответственный этап планирования карьеры: “ВЫБОР”. Этот этап связан с поступлением в новую школу, спрофилированную на выбранную специальность, среднее специальное или высшее учебное заведение. Необходимо заранее узнать условия приема в конкретное учебное заведение и начать готовиться к вступительным экзаменам; если необходимо, заниматься дополнительно по некоторым предметам; обязательно принять участие в “Дне открытых дверей”, познакомиться с жизнью учреждения, как бы изнутри; как мы уже говорили не бояться принимать участие в пробных экзаменах; более глубоко познакомиться с особенностями профессии, которую приобретают выпускники; соотнести профессию с “Формулой”, которую подросток для себя выбрал. В этот период важно:
• разумно планировать время на учебу и отдых,
• следить за здоровьем подростка,
• не прекращать занятия спортом,
• создавать в семье климат взаимопонимания, терпимости, поддержки, уважения.
Если случилось так: время вступительных экзаменов наступило, а подросток не знает, чего он хочет, не смог определиться, нервничает, а вместе с ним волнуется и вся семья. Советуем: сходите к психологу! Если и это не поможет, посоветуйте сыну или дочке ориентироваться на свои способности. Помогите устроиться на работу, если выбора учебного заведения не состоялось или не пройден конкурс. Убедите подростка, что не все кончено, надо трудиться и трудиться. Все придет.
Вы думаете, что все заканчивается этими четырьмя этапами? Вы ошибаетесь. Пятый этап можно назвать “ПОДГОТОВКА”, шестой “АДАПТАЦИЯ”, седьмой “МАСТЕРСТВО”. Может быть будет и восьмой этап — “ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЕ”.
Успехов Вам и большого терпения. Ведь это так трудно: не помешать ребенку найти свое место в мире, сделать его счастливым, вылепить его “Я” и отпустить во взрослую жизнь.

Иванова Е.Ю.

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик посетителей