Девять этических принципов позитивной педагогики
1) Принцип ненасилия.
2) Принцип позитивности.
3) Принцип «Я- сообщений» вместо «Ты — осуждений».
4) Принцип зеркала или «С точки зрения другого».
5) Принцип обратной связи.
6) Принцип несравнения.
7) Принцип тайны.
8) Принцип ответственности.
9) Принцип личного примера.
Толерантный учитель, педагог:
осознает, что его воспринимают как образец для подражания;
осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;
поощряет творческие подходы к решению проблем;
содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;
учит мыслить критически и умеет ценить позиции других;
ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.
Трудно представить, что нетерпимый педагог сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих
Личностные установки и принципы толерантного учителя включают:
открытость
доверие
поощрение
принятие
эмпатическое понимание
обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации учащихся.
признание
гибкость,
доброжелательность,
умение брать ответственность на себя,
коммуникабельность,
направленность на личность другого человека,
принятие себя,
уважение чужого мнения,
эмпатийность.
Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер, который определяет развитие личности и ее творческой индивидуальности. Реализация двух основных функций — воспитания и обучения — требует от современного учителя следующих личностных параметров:
• тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
• понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
• умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.
Толерантность — профессионально необходимое личное качество учителя, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности.