Системы методов педагогического перевоспитания на основе индивидуального подхода
и личностно — ориентированного воспитания при взаимодействии с трудными подростками.
В структуре личности трудного подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю.
Зная и учитывая специфику личностно — ориентированного воспитания с трудными подростками, опытные педагоги организуют перевоспитание. На первом этапе индивидуальной работы с подростками педагогическая диагностика помогает выявить воспитательные возможности семьи, учебного коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.
Изучение причин трудновоспитуемости завершается их анализом и оценкой по схеме:
- Что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких ведущих причин?
- Какие неблагоприятные условия и влияния поддерживают состояние трудновоспитуемости в данный момент?
- Против каких неблагоприятных обстоятельств может бороться сам воспитанник?
- Какие неблагоприятные воздействия следует устранить с помощью семьи и общественности?
- Какие педагогические ошибки недопустимы по отношению к данному подростку, как исправить те, которые уже допущены?
После достаточного изучения трудного подростка необходимо установить взаимоприемлемый контакт с воспитуемым, используя разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также способы перевоспитания.
Методы
перевоспитания |
Назначение | Конкретные способы
и приемы |
Переубеждение
|
Конкретное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных. | Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта. |
Переучивание
|
Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей. неправильных действий. Изменение жизненного опыта. | Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений. |
Взрыв
|
Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения. | Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка. |
“Реконструкция характера”.
|
Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное. | Система перспектив, выделение ведущего, положительного качества, составление ведущего положительного качества, составление программы реконструкции. |
Переключение |
Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру. | Методы и приемы организации социально ценной деятельности. |
Поощрение и наказание. |
Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного. | Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость. |
Самоисправление. |
Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера. | Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание. |
Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания:
переубеждение эффективно при работе воспитателя по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности,
“реконструкция характера” — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.