Пути к успеху. Уроки Наполеона Хилла
В тридцатые годы в Америке была издана знаменитая и поныне книга журналиста Наполеона Хилла под названием «Думай и богатей». Книга разошлась миллионными тиражами во всем мире. Ее успех был обеспечен тем, что в ней Н. Хилл попытался вывести универсальную формулу жизненного успеха. И это ему, по общему признанию, удалось.
Н. Хилл писал свою книгу около 20 лет. За это время он изучил жизнь и деятельность более чем 500 преуспевающих американцев, среди которых были политики, бизнесмены, финансисты, писатели, ученые. У всех у них Н. Хилл нашел нечто общее, что и приводило их к успеху. Формула жизненного успеха, согласно Н. Хиллу, заключается в следующих восьми особенностях ума и характера:
1. Страстное желание добиться какого-либо успеха, что выражается в постановке конкретной цели. Говоря о важности желания, Н. Хилл подчеркивает, что успех приходит только к тем, кто мыслит категориями успеха. Если человек позволит себе мыслить категориями поражения, оно его неминуемо настигнет. Поэтому страстное желание является залогом успеха.
2. Вера в успех и твердая уверенность в достижении поставленной цели. Говоря о необходимости веры, являющейся точкой опоры любого жизненного успеха, Н. Хилл написал специальную молитву, нацеленную на ее укрепление. Вот она: «Цель моей жизни мне понятна, и у меня есть все возможности для ее достижения. Поэтому я требую от себя настойчивости. Я требую от себя не оставлять усилий. Не сходя с этого места и не откладывая на потом, я обещаю себе сделать для этого все, что в моих силах. Я отдаю себе отчет в том, что мысли — хозяева моего сознания — всегда воспроизведут себя во внешнем поступке. Поэтому по 30 минут ежедневно я буду сосредотачиваться на воспитании в себе такой личности какую я захотел бы видеть, рисуя в воображении четкий мысленный образ. Из принципов внушения я знаю, что любое желание, которое я с необходимой настойчивостью культивирую в своем сознании, в конечном счете обрастет практическими средствами его осуществления. Поэтому каждую минуту ежедневно я буду посвящать задаче утверждения. Я четко сформулировал главную цель жизни и никогда не оставлю стараний, пока не добьюсь необходимой для ее достижения уверенности в себе. Я в полной мере осознаю, что ни богато, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками которые не принесут выгоды всем ее участникам. Я добьюсь своего, привлекая на мощь силы, которые хотел бы использовать, объединяясь с другими людьми. Я постараюсь убедить их помочь мне, продемонстрировав свою готовность помочь им. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесет успеха. Я заставлю людей поверить в меня, потому что верю и в себя, и в людей. Я подпишусь под этой формулой, заучу ее наизусть и стану повторять вслух раз в день, будучи абсолютно убежден в том, что она повлияет на мои мысли и поступки, я наконец-то приобрету удачливость и уверенность в себе».
3. Самовнушение, обеспечивающее самомотивацию и повышающее чувство уверенности в движении в заданном направлении. Самовнушение сильно тем, что оно вводит стремление к успеху в подсознание которое способно управлять поступками человека подчас гораздо сильнее, чем сознание. Его суть заключается в предписании каждый день читать вслух самому себе свое письменное заявление о жажде успеха.
4. Специальные знания, необходимые для успеха на избранном поприще. В ХХI веке для достижения даже незначительного успеха и его удержания каждому человеку, хочет он этого или нет, придется всю жизнь учиться. Всем известно, что «ученье — свет, а не ученье – тьма». Однако, по данным известного промышленного психолога В.А. Полякова, опрос 48 зарубежных фирм, открывших в Москве свои представительства показал, что на первом месте среди трудностей работы с российским персоналом были претензии со стороны зарубежных партнеров на его низкую квалификацию и нежелание повышать ее в процессе обучения.
5. Воображение рождающее новые идеи и планы их лощения в реальность. Н. Хилл называл его мастерской, в которой вырабатываются планы и желания. Создание мысленных моделей желаемого будущего запускает в сознании движение к этому будущему и всю систему самосовершенствования. Как говорится, «сначала мы формируем наши цели, а потом наши цели формируют нас». Предварительное проигрывание в уме всех возможных вариантов предстоящих событий позволяет потом быстро находить верное решение в реальной жизни. Люди со слабым воображением действуют методом проб и ошибок, люди с сильным воображением проигрывают сначала ситуацию в уме и только потом начинают действовать.
6. Планирование конкретных путей и средств достижения целей. Несмотря на кажущуюся стихийность рыночных отношений, важность планирования любого дела отмечается сегодня во всех учебниках по менеджменту. В одном из исследований по менеджменту сравнивались производственные успехи фирм, которые планировали свою деятельность и которые не делали это специально. В конце эксперимента оказалось, что те фирмы, которые занимались планированием, имели более высокие показатели в области выпуска новых видов продукции, снижения издержек, текучести кадров и психологического климата. Но не правы будут те, которые сосредоточат планирование своей судьбы только в профессиональной сфере. Надо помнить и про планирование достижений в области здоровья, образования, материального достатка, построении прочной семьи, дружеских и служебных отношений, в области личностного роста. Планирование жизни на каждом ее отрезке, нахождение главных и промежуточных целей, оптимальных путей их – увлекательнейшее занятие, если подходить к этому со знанием дела. Как бы ни велика была задача, встающая на пути движения к цели, ее всегда можно разбить на ряд более мелких. Восточная пословица говорит, что «Сама себя сгубила маленькая птичка, когда задумала большое снесть яичко». Но в то же время, «Если хочешь съесть слона, надо каждый день съедать по одному бутерброду из него». Выполнение небольшой работы каждый день в течение года по его окончании дает весомый результат. Планирование должно быть конкретным и с указанием срока, к которому надо чего-либо добиться. Оно включает в себя изучение своих ресурсов, как материальных, так и духовных, сильных и слабых сторон своей личности, профессиональную подготовку, анализ внешней складывающейся ситуации. Отсутствие четкости планирования означает проблемность достижения целей. Тогда желания превращаются в пустые мечтания и грезы, которые приятно убаюкивают человека, но не приводят к успеху.
7. Настойчивость в реализации планов. Без этого качества личности нечего делать в преодолении профессиональных барьеров. Многие люди сдавались и терпели поражение за полшага до своей победы именно потому, что в критический момент им не хватило настойчивости. Настойчивость формируется в процессе самовнушения и Н. Хилл говорит о ее следующих важнейших слагаемых:
ясность намерений — уметь четко представлять себе, чего ты хочешь добиться на данном отрезке жизненного пути;
быть обуреваемым желанием. Чем сильнее желание тем «круче» настойчивость;
уверенность в себе. Постоянные колебания и частые сомнения, бесконечные размышления вместо решительных действий приводят к тому, что воля слабеет и действие не совершается. В Библии недаром сказано, что сомнение — тяжкий грех. Оно лишает человека необходимой энергии и возможности реализовать свою мечту. Надо учиться принимать решения, иначе кто-то другой будет принимать решения за нас. И тогда кто-то другой будет стоять у штурвала корабля вашей судьбы и неизвестно, куда он сможет заплыть;
определенность планов — убежденность в реальности и выполнимости планов подпитывает и укрепляет настойчивость. Но надо уметь тонко чувствовать разумность планов, чтобы настойчивость не переродилась в пустое упрямство;
сила воли — уметь заставить себя сделать то, что необходимо, не быть порабощенным ленью, унынием безденежьем и другими неблагоприятными обстоятельствами;
привычка. Она облегчает выполнение трудной работы. Станиславский любил говорить своим актерам, что в работе надо уметь сделать трудное привычным а привычное легким. Движение к успеху — трудное дело, но можно сделать его более легким, привыкнув к планированию своей работы выполнению необходимых физических и психологических упражнений.
8. Сотрудничество с другими людьми. Н. Хилл говорит об умении сотрудничать как о способности к взаимодействию с «мозговым центром». Под этим он понимает умение привлечь к решению своих проблем способности и возможности других людей. В процессе общения в столкновении мнений высекаются дополнительные искры идей, которые, в конце концов, правят нами и миром. Не случайно многие менеджеры считают, что их успех на 80 процентов определяется умением общаться с другими людьми. Цифра, может быть, и завышена, но весьма показательна
Главными из всех восьми слагаемых успеха являются желание, планирование и настойчивость Для практического применения своей формулы Н. Хилл рекомендует воспользоваться следующими шестью советами:
1. Точно определить свое желание и обозначить успех в конкретной цели.
2. Честно сказать себе, на какие жертвы ты сможешь пойти и какую цену готов заплатить за успех.
3. Наметить срок, к которому желаемая цель будет достигнута
4. Составить конкретный план движения к цели.
5. Записать все вышеизложенное цель, время ее достижения, плату за успех и план его достижения.
6. Каждый день перед отходом ко сну читать вслух свои записи и настраивать таким образом свое подсознание на безусловное достижение своей цели.
Таковы вкратце основные положения формулы жизненного успеха Н. Хилла. Ее усвоение несложно, гораздо труднее — реальное воплощение. Как и за все на свете, за успех надо платить. Платой здесь является огромный труд по работе над собой, своим профессиональным и личностным ростом. Кто на это готов, того и будет ждать то, что мы назовем счастьем самореализации.
И еще совет на тему:
Как добиться успеха
Прежде всего подумайте о том, чего именно вы хотите добиться — профессионального успеха или счастливой жизни. Несмотря на то, что многие отождествляют понятие успеха и счастья, между ними существуют значительные различия. Психологам и биографам великих людей известны имена сотен людей во всех сферах человеческой деятельности, которые добились значительных успехов в своей профессиональной деятельности, но, тем не менее, не были счастливы. Более того, существуют данные, которые говорят о том, что чем выше по социальной лестнице поднимается человек, чем более успешно он делает карьеру, тем чаще он оказывается в несчастливом одиночестве. Преуспевающие бизнесмены, политики, военные часто чувствуют себя отвергнутыми как родителями, так и обществом. Ориентация на успех любой ценой делает людей очень эгоцентричными. Они становятся настолько поглощены своей работой и самими собой, что утрачивают интерес к другим. Как указывает американский психолог Т. Шибутани, фантастическая преданность гуманному делу очень часто уживается с полным безразличием к близким, например, к членам своей семьи (Социальная психология. М., 1969, с. 369).
Только немногие люди добиваются в своей жизни гармоничного сочетания профессионального успеха и человеческого счастья, и их надо признавать как образец для подражания. Таковыми были музыканты Мендельсон и Лист, политики Дизраели и Черчилль, художники Рембрандт и Васнецов.
По данным американских психологов Р. Левинсона и М. Графа, условиями счастливой жизни и хорошего настроения являются:
в области социального взаимодействия:
1. Пребывание в обществе счастливых людей.
2. Умение заинтересовывать собеседников своими рассказами.
3. Пребывание в кругу друзей.
4. Осознание собственной физической и сексуальной привлекательности.
5. Поцелуи.
6. Наблюдение за людьми.
7. Откровенная и открытая беседа.
8. Выслушивание признания в любви.
9. Выражение своей любви.
10. Ласкательные прикосновения
11. Пребывание в обществе любимого человека.
12. Высказывание комплиментов в чей-либо адрес.
13. Встреча с друзьями за чашкой чая или кофе.
14. Ощущение себя «душой общества» в компаниях, на вечеринках.
15. Ведение оживленной беседы.
16. Прослушивание радио просмотр ТВ передач.
17. Встреча со старыми друзьями.
18. Осознание возможности оказания помощи другим.
19. Умение развлечь и развеселить окружающих.
20. Нормальные половые связи.
21. Приобретение новых друзей.
Улучшает настроение и снижает депрессию.
22. Смех.
23. Расслабленность
24. Размышления о чем-либо хорошем, что может произойти в будущем.
25. Размышления о людях, к которым относишься с симпатией.
26. Любование красивым пейзажем.
27. Возможность дышать свежим воздухом.
28. Пребывание в состоянии умиротворения и спокойствия (Медитации).
29. Возможность принимать солнечные ванны.
30. Ощущение чистой одежды.
31. Наличие свободного времени.
32. Хороший сон по ночам.
33. Прослушивание любимой музыки.
34. Улыбка.
35. Убежденность в благополучии семьи и детей.
36. Чувство присутствия Бога в жизни.
37. Наблюдение за играми диких животных.
Способность к самоорганизации.
38. Умение настоять на своем, сделать по-своему.
39. Чтение романов, рассказов, стихов и пьес.
40. Планирование и организация каких-либо действий.
41. Умелое вождение автомобиля.
42. Четкое выражение своих мыслей.
43. Планирование путешествий и отпусков.
44. Приобретение новых знаний и навыков (обучение).
45. Получение комплиментов или похвалы в свой адрес.
46. Качественное выполнение работы.
Разное:
47. Вкусная еда.
48. Посещение ресторана.
49. Пребывание в окружении домашних животных.
50. Разного рода игры.
Тот, кто хочет добиться профессионального успеха и реализовать себя в каком-либо стоящем деле, должен помнить следующее. Во-первых, интересная работа для профессионального успеха и личностного роста важнее, чем интересный досуг. Работа дает ощущение самореализации более полного, чем досуг.
Во-вторых, профессиональный успех во многих областях далеко не всегда связан с материальным успехом. Поэтому надо определить для себя, какой вид успеха более значим — чисто материальный или чисто профессиональный. Самоуважение и высокая самооценка, как правило, связываются обычно с повышением образования, продвижением по службе, а не с количеством заработанных денег.
В-третьих, масштаб успеха определяется масштабом личности. «Каждый стоит ровно столько, сколько стоит дело, о котором он хлопочет» (Марк Аврелий).
1. Определите свою главную жизненную цель.
2. Наметьте этапы продвижения к цели — где вы будете через год, через три, пять и десять лет.
3. Проанализируйте ваши ресурсы:
• экономические;
• физические (состояние здоровья);
• психологические (наличие друзей и единомышленников);
• умственные (уровень образования и владения необходимыми знаниями, умениями, навыками);
• состояние семьи.
Ресурсы — это тылы, питающие и поддерживающие передовую линию вашего наступления на вершины успеха. Если они недостаточно надежны, то достижение успеха может быть проблематичным. И даже если успех будет достигнут при слабых тылах, это может быть пиррова победа. Подготовка тылов и накопление ресурсов — первые действия в любой военной операции. Найдите сильные и слабые стороны как в самом себе, так и в своем окружении. На сильные стороны опирайтесь, слабые развивайте.
Начинайте с малого. Помните «Сама себя сгубила маленькая птичка, когда задумала большое снесть яичко». Цели должны быть реальными. Совет Станиславского:
Трудное сделайте привычным, привычное — легким, легкое — приятным.
Проявляйте настойчивость. Не сдавайтесь за шаг до победы!
Титул чемпиона не завоюешь, если будешь делать только легкие упражнения (М. Ален).
Сначала мы формируем свои цели, а потом наши дела формируют нас.
В трудной ситуации, когда не знаете, что лучше предпринять, обратитесь за помощью к голосу вашего внутреннего разума, вашей и интуиции.
Планируйте вашу жизнь от настоящего к будущему и от будущего к настоящему.
10. Искусство общения. Правила симпатичного собеседника, которому всегда рады и готовы помочь.
1. Прочисти уши, закрой рот и распахни глаза.
2. Стань параболической антенной — настройся на волну собеседника.
3. Давай обратную связь — говори междометия так-так, ага, ух ты! Сорадуйся, сопереживай сочувствуй, сострадай хвали и восхищайся.
4. Кое о чем спрашивай и выясняй — это подбадривает собеседника.
5. Не критикуй и не давай советов, если тебя об этом не просят.
6. Пересказывай последнюю фразу партнера своими словами. Это лучший способ показать, что его понимают. А раз понимают, значит и любят.
7. Будь терпелив, не прерывай, не делай шагов по направлению к двери.
8. Не спорь. В споре ты можешь выиграть, но в беседе проиграть.
9. Не читай, не перекладывай бумаги, не постукивай карандашом когда с тобою говорят, пытайся понять мысль собеседника.
10. Совет Д. Карнеги: «говори о том, что интересует твоего собеседника».
11. Совет Лабрюйера «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой… значит, он вполне доволен и вами».
12. Не пытайся переложить свои проблемы на плечи собеседника, знай чувство меры, помни многих пугает откровенность.
11. Как понравиться другому человеку
В психологии общения этот раздел связывают с самоподачей и само- презентацией. Итак, вы будете привлекательно выглядеть в глазах другого человека, если ваша внешность и манера поведения приближаются к тем характеристикам которые максимально одобряются той группой, к которой вы хотите принадлежать. в городской европейской культуре это будут
Мезоморфный тип сложения, иначе называемый еще атлетическим. Спортивный вид на основе хорошей мускулатуры и осанки.
Видимые усилия, которые человек прикладывает для того, чтобы иметь хороший внешний вид. Заметьте, что ценится больше не сама по себе красота лица и его правильные черты, а количество усилий, для этого приложенные, забота и уход за собой говорят о высокой самооценке. Высокая самооценка строится чаще всего на основе либо высоких достижений либо любви окружающих, ухоженный человек показывает, как к нему относятся другие.
Больше улыбайтесь партнеру по общению, потому что ваша улыбка говорит ему без слов о вашей положительной его оценке. Это, в свою очередь, повышает его собственную самооценку, значимость в своих собственных глазах.
Чаще соглашайтесь со своим партнером. Чем ближе мнение говорящего к мнению партнера, тем выше оценивается привлекательность человека, высказавшего такое мнение. Наиболее верный путь к знакомству — найти общую тему для разговора, где априори мнения совпадают.
Помните, что «открытый взгляд» встречает положительный отклик, но «пристальный» взгляд вызывает реакцию избегания.
Показывайте вашему партнеру ваше положительное отношение к нему через кивки головой, улыбку, ободряющие взгляды, манеру держаться. Это ваше положительное отношение к партнеру неминуемо породит в нем сильную ответную тенденцию приписать вам положительные свойства и отбросить отрицательные. Но все-таки будьте искренни в выражении своих чувств.
Вы можете преуспеть в самоподаче привлекательности. Вы очень понравитесь и вас высоко оценят. Но — ПОМНИТЕ! — социологи говорят о том, что красивым женщинам бывает труднее построить прочную семейную жизнь. Это происходит из-за произвольного приписывания красивым людям ума, доброты, хозяйственности и нравственной чистоты, коих нет на самом деле.
12. О насилии над детьми в семье
Некоторое время назад Всероссийский центр исследования общественного мнения провел интересный опрос. Людей спрашивали: «Как вы относитесь к тому, чтобы возродить в России публичные телесные наказания?» Результаты:
«целиком положительно» — 16 процентов опрошенных;
«скорее положительно» — 17 процентов опрошенных;
«скорее отрицательно» — 29 % опрошенных;
«резко отрицательно» — 19% опрошенных;
«затруднились ответить» — 9% процентов опрошенных.
Таким образом, сторонников порки для демократического общества оказалось несколько многовато.
Вот письмо одной девушки, которое было напечатано в газете «Век» в апреле 2000 года: «…Родители покупают мне дорогие подарки, платья, пальто, сапоги — все самое красивое и модное. Но жизнь тем не менее абсолютно невыносима! В десять лет меня первый раз выпороли за непослушание старшей сестре. При всей семье, после этого я трепещу перед матерью и сестрой, дрожу, когда они входят в мою комнату. Меня наказывают всегда одним и тем же способом. (Т. Комчатова. Особенности национальной порки. «Век». № 17/382/ 2000г)
Если я в чем-то провинилась получила плохую оценку, что-то сделать или где-то задержалась мама спокойно заявляет, что выпорет меня. когда будет свободное время. А ожидание порки еще ем сама порка. Я до вечера дрожу от стыда и страха, не могу о чем думать, ничего не запоминаю, и провинности мои только накапливаются. Бьют иногда минут сорок, но несильно, зная, что от своего стыда я почти не чувствую боли. Потом меня все еще голую заставляют по часу стоять и слушать, как меня стыдят. А потом я должна у всех просить прощения.
Мать у меня перенесла операцию на сердце, и при всем том, что мне приходится выносить уже не один год, я ее все-таки люблю. Поэтому даже не пытаюсь сопротивляться покорно ложусь под ремень. И каждую неделю я прохожу через страшный суд, после которого и стыдно, и больно, и вся спина в рубцах. И уже верх ужаса, когда порет отец.
Дома я боюсь даже громко разговаривать. Когда кто-то из родителей входит в мою комнату, я вскакиваю и стою. Мать до сих пор проверяет мой портфель и письменный стол. Она «воспитывает» меня все изощреннее. Дошла до того, что стала приглашать на мои порки своих сослуживцев. Пока поджидают их прихода меня заставляют делать уроки, а у меня перед глазами строчки прыгают. Потом на глазах шести-семи человек я должна раздеться и принести матери ремень и стараться не плакать под ударами. А мать раздражается от того, что я не плачу, и растягивает «спектакль» подольше.
После этого я должна напоить гостей чаем. А они смотрят на меня и говорят, что завидуют маме, имеющей такую послушную дочь. Две мамины подруги ходят на каждую порку, как в театр. Не знаю, я доживу до окончания школы».
Перед нами типичная родительская любовь, деформированная в сторону изуверского садизма Как и все на свете, это имеет свои психологические причины. Эрих Фромм анализируя психологию человеческой любви, писал, что в ее основе лежит глубочайшая потребность человека преодолеть свою отделенность, стремление покинуть тюрьму своего одиночества, ибо осознание человеком своей отдельности без воссоединения в любви является для него источником стыда, вины и тревоги. «Желание межличностного слияния — наиболее мощное стремление в человеке, — указывает Э. Фромм. — Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества».
Однако не всякий способ единения представляет собой подлинную любовь. В своих незрелых формах любовь приобретает формы симбиотического единения из которых пассивная форма представляет собой мазохизм, а активная — садизм.
По мнению известного американского психолога Филиппа Зимбардо, существует 15 шагов развития уверенности в себе, которые можно рекомендовать тем, кто страдает от застенчивости:
1. Признаться себе в своих сильных и слабых сторонах и исходя из этого сформулировать свои цели.
2. Решить, что для вас цепью и какой вы хотели бы видеть свою жизнь.
3. Разобраться в том, что привело вас к нынешнему положению. Простить тех, кто заставил вас страдать, и простить самому себе прошлые ошибки, заблуждения и грехи. Освободить место для воспоминания былых успехов, пусть и небольших.
4. Не позволять себе предаваться чувству стыда и вины.
5. Искать причину своего поведения в социальных аспектах ситуации, но никак не в недостатках собственной личности. 6. Реальность есть результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд поможет терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.
6. Никогда не надо говорить о себе плохо. Следует избегать приписывания себе отрицательных черт.
7. Не позволять другим критиковать вас как личность. Но от. дельные наши действия могут быть подвергнуты критике.
8. Иное поражение может оказаться удачей. Из него можно заключить, что вы преследовали ложные цели. Поражение может помочь избежать последующих более крупных неприятностей.
9. Уворачивайтесь от людей, занятий и обстоятельств, которые заставляют вас чувствовать свою неполноценность, если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность.
10. Позволяйте себе расслабиться, прислушиваться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так ВЫ сможете лучше понять себя.
11. Практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются при этом люди. Перестаньте чрезмерно охранять свое Я. Пусть оно лучше испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.
12. Выберите себе несколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижение более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя.
13. Вы — неповторимая личность, активный творец своей жизни. вы руководите событиями. Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, вызов побуждает к свершениям, а свершения ведут к личностному росту. И застенчивость отступит, потому что вместо того, чтобы беспокоиться, как вам жить, вы погружаетесь в самую гущу жизни. для повышения самооценки очень полезно вести дневник, в котором следует записывать все свои достижения и хвалить себя за них. Часто застенчивость возникает как результат неверного сравнения себя с другими. У молодых людей и девушек застенчивость может возникнуть при сравнении своих достижений и манеры поведения с героями теле- и киноэкрана. Однако гораздо более правильным оказывается путь, когда человек сравнивает себя не столько с выдающимися личностями, сколько с самим собой, идущему по пути самосовершенствования: сегодня я могу сделать то, что не мог сделать вчера, а завтра смогу сделать то, чего не умею пока делать сегодня. Концентрация внимания на процессе работы, а не на результате — один из лучших путей повышения качества работы, а с ним и своей самооценки. для приобретения навыков социального поведения хорошим способом является исполнение соответствующей роли. Когда застенчивых людей просили взять на себя роль интервьюера, участвующего в социологическом опросе, даже у отчаянно застенчивых застенчивость проходила. Психотерапевтический эффект заключается в том, что, когда человек играет роль, он забывает про себя. Знаменитый в прошлом актер Малого театра Певцов сильно заикался в жизни. Но когда он выходил на сцену, от его заикания не оставалось и следа.
позвонить в какую-либо фирму и спросить о наличии какого-то товара, вакансии на должность
2. Пытаться заговорить с людьми, с которыми вы вместе чего-то ждете, например на приеме у начальника или врача;
3. Научить говорить своим друзьям и знакомым, а также авторитетным лицам комплименты вроде того «У вас это здорово получается!» «Вы прекрасно выглядите!», «Был очень рад встрече с
вами!»;
4. Планировать выходы в свет не реже трех раз в неделю — в одиночку или с друзьями;
5. Предложить пройтись вместе до метро или до остановки симпатичному человеку
6. спросить у прохожих на улице, как вам куда-либо пройти;
Опасность детских страхов заключается в том, что они лишают ребенка радости существования и тормозят его психическое развитие. Запуганный и обуреваемый страхами ребенок всегда несчастен и в крайних случаях может проклинать свое появление на свет. Ему трудно учиться. общаться со сверстниками и с учителями. Нахождение в состоянии хронического беспокойства, тревоги и страха изматывает его нервную систему. Тревожный и беспокоящийся человек — будь то ребенок или взрослый — находится в постоянном напряженном ожидании чего-то плохого, он часто пугается, всегда серьезен и озабочен, не может полностью расслабить свои мышцы, излишне устает и неспокойно спит, часто с кошмарными сновидениями.
От страхов страдает в первую очередь эмоциональная сфера ребенка, в ней почти нет положительных переживаний и присутствует постоянная эмоциональная неудовлетворенность. Страх подрывает его уверенность в самом себе, снижает самооценку, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. Страх деформирует все психические познавательные процессы -начиная от ощущений и восприятий и кончая мышлением и воображением. Во всех них часто оказывается больше субъективной мнительности, чем объективной реальности.
Если не помочь ребенку преодолеть его страхи, то во взрослом состоянии он может оказаться подвержен разным видам токсикомании, таким, как курение, алкоголь и наркотики. В конечном счете это означает остаться за бортом общественной жизни.