Психолого-педагогический статус учащегося начального звена
(Кодирование)
Психологические пара-метры школьного статуса ребенка | Психолого-педагогические требования к содержанию и уровню
развития данных характеристик
|
Познавательная сфера:
1.1. Произвольность психических процессов
|
1. Высокий уровень учебной активности, самостоятельности
2. Принятие целей, заданных учителем 3. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем 4. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации 5. Поддержание внимания на учебной задаче |
1.2. Уровень развития мышления | 6. Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий | 7. Ориентация на всю систему требований задачи
8. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение. классификация и др. 9. Систематизация знаний, перенос учебных навыков
|
1.4. Уровень развития |речи | 10. Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику
11. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств) 12. Грамотность и богатый словарный запас устной речи |
1..5. Уровень развития тонкой моторики
|
13. Понятность письма
14. Аккуратность оформления письменных работ 15. Способность к различным видам ручного труда |
1.6.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности | 16. Сохранение учебной активности работоспособности в течение всего урока
17. Адаптация к учебной нагрузке 18.Способность работать в едином темпе со всем классом
|
Особенности общения и поведения:
2.1. Взаимодействие со сверстниками |
19. Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам* деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем
20. Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе)
|
2.2. Взаимодействие с педагогами
|
21. Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков
22. Проявление уважения к учителю 23. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом
|
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | 24. Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения
|
2.4. Поведенческая саморегуляция | 25. Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия
26.Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний 27. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) 28. Моральная регуляция поведения
|
2.5. Активность и автономность поведения
|
29. Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
|
Особенности мотиваионно-личностной сферы: 3.1. Наличие и характер учебной мотивации |
30. Ориентация на освоение способов получения знания
31. Проявление интереса к закономерностям, принципам 32. Предпочтение трудных заданий 33. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам
|
З’2. Устойчивое эмоциональное состояние | 34. Отсутствие выраженных противоречий между:требованиями школы (педагога) и родителей, взрослых и возможностями ребенка
|
Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе:
4.1. Отношения со сверстниками
|
35. Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками
36. Ориентация на мнение товарищей
|
4.2. Отношения с педагогами
|
37. Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями
|
4.3. Отношение к значимой деятельности
|
38. Эмоционально-положительное восприятие школы и учения
39. Понимание смысла учения «для себя»
|
4.4. Отношение к себе
|
40. Устойчивая положительная самооценка
|