ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
1. Умейте слушать друг друга.
— Это означа¬ет необходимость смотреть на говоря¬щего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий беру¬щий слово начинает с краткого обзора того, что было сказано только что гово¬рившим, прежде чем он приступит к изло¬жению своих мыслей. Некоторые используют ключ, который дер¬жит говорящий. Ключ передается следую¬щему выступающему, в то время как про¬чие хранят молчание.
2. Говорить должен кто-то один.
— Во время обсуждения группой говорить должен только один человек. В данном случае очень полезен прием с ключом. Умение слушать и требование, что говорить дол¬жен только один человек — это два пра¬вила, которые дополняют друг друга.
3. Говорить по существу.
— Иногда учащие¬ся отклоняются от предмета разговора. Вместо того, чтобы одергивать ученика, руководитель дискуссии может в таком случае сказать: «Я немного не понимаю, каким образом это связано с тем, что мы сейчас обсуждаем. Не мог бы ты по¬яснить, что имеется в виду?» Это позво¬лит ученику пояснить свою мысль или осознать, что то, что он говорит, не имеет отношения к предмету обсуждения.
4. Необходимость делиться мыслями и чувствами.
— Сле¬дует поощрять стремление учащихся по¬делиться своими мыслями. Дайте по¬чувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны. Если ученик высказывает ложное представление или неправильное суждение, отреагируйте на это примерно так: «Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Одна¬ко, известно, что…» Таким образом уче¬ник не будет поставлен в неловкое поло¬жение и будет избавлен от чувства смуще¬ния за неправильный ответ.
5. Необходимость щадить чувства других.
— К участию в обсуждении и других видах работ всем классом необходимо побуж¬дать всех учащихся. Однако, ученик дол¬жен обладать правом отказаться от по¬добного участия, когда это ему крайне неприятно.
6. Недопустимость умаления достоинства.
— Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что мож¬но не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отно¬шении других людей лишь на основе из¬ложенных ими мыслей. Необходимо дать учащимся понять, что есть обидное заме-чание/высказывание и как себя чувствует человек, когда такой выпад допускается по отношению к нему. Дайте обучаемым понять, что такое поведение недопустимо и будет пресекаться.
7. Уважительное отношение ко всем учени¬кам без исключения.
— Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к лю¬бому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они полу¬чат ответ в рамках учебной программы.
НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ УЧИТЕЛЮ:
Необходимыми качествами опытного преподавателя являются: умение выделить ключевые идеи, умение дать учени¬кам почувствовать, что вы понимаете то, о чем они говорят и умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно. Су¬ществуют пять основных навыков межлич-ностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установления кон¬такта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, воспроизведение сказанного, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.
1. Умение слушать
— Выслушивание — обусловленный внешним воздействием вид деятельности, который требует одно¬временного задействования органов чувств слушающего в ответ на поведение другого лица. Учитель может совершен¬ствовать умение слушать, обращая внима¬ние на вербальные и невербальные приз¬наки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предвари¬тельные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противо¬речия и опущения в беседе, а также скрытый подтекст разговора.
2. Воспроизведение сказанного
— Воспроиз¬ведение сказанного — это почти дослов¬ное повторение того, что сказал собесед¬ник. Хотя пользуются этим навыком не часто, он дает учителю возможность убе¬диться, что преподаватель правильно расслышал сказанное учеником. Если высказывание понято неправильно, у уча¬щегося имеется возможность поправить учителя. Воспроизводить сказанное мож¬но и с тем, чтобы дать ученику понять, что сказанное им услышано учителем.
3. Умение разъяснять
— Разъяснение помо¬гает учащимся и учителю выработать но¬вое понимание темы за счет создания све¬жей схемы осмысления. Как процесс разъяснение очень схоже с интерпретаци¬ей. Разъяснение выходит за рамки про¬стого воспроизведения сказанного уча¬щимся. В данном случае у учителя есть определенная свобода в объединении не¬скольких суждений ученика для формиро¬вания нового подхода к пониманию проб¬лемы. Поступая таким образом, руково¬дитель может сказать: «Во время урока вы сказали следующее… Можно ли это понять как…?» Таким образом у учаще¬гося появляется возможность обдумать мысль или идею в новом свете (согла¬шаясь или не соглашаясь с ней).
4. Умение задавать вопросы
— При попыт¬ках учителя понять мысли, высказывае¬мые по теме учеником, очень полезным может оказаться использование вопросов. Задавать вопросы необходимо нечасто и осмотрительно.
Вот несколько советов о том, как следует эффективно задавать вопросы:
а. Задавайте вопросы, оставляющие сво¬боду выбора ответа. «Не скажите ли несколько подробнее?» «Каково ваше мнение?» «Не хотите ли еще что-либо сказать?»
б. Задавайте лишь один вопрос зараз. Не задавайте несколько вопросов один за другим.
в. Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Прежде чем предложить вариант ответа, повреме¬ните по крайней мере полминуты. Иногда на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель.
г. Оцените ответ учащегося. Поблагода¬рите ответившего ученика за ответ. Если ответ неверный, подбодрите его и затем дайте верный ответ.
д. Не загоняйте ребенка в угол. Задавая вопрос, внимательно следите, не об¬наруживает ли ребенок признаков беспокойства, страха или неспособ¬ности ответить. Вмешайтесь после нескольких минут молчания и скажи¬те: «Кажется, вы очень тщательно об-думываете мой вопрос. Вам нужно еще время или может быть, вам по¬мочь с ответом?»
е. Заканчивайте на положительной ноте.
Заканчивая вопросы и ответы, созда¬вайте положительный настрой. Ска¬жите ученикам, что ваши вопросы были не из легких и они хорошо по¬работали, отвечая на них.
5. Подбор примеров
— При попытках выра¬зить абстрактную идею ученику зачастую легче подыскать аналогию или пример. Простой вопрос, «Не могли бы вы привести пример или описать то, что имеете в виду?», поможет учащемуся донести свою мысль.
Все пять навыков межличностного общения, при использовании в сочетании друг с дру¬гом, рассчитаны на то, чтобы помочь школьникам развить свою мысль и подроб¬но изложить ее. Эти навыки общения помо¬гают вести беседу. Ими можно пользоваться при проведении классных обсуждений, ро¬левых игр, во время других видов работ а также при выработке альтернатив в проце¬ссе принятия решений.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ
Учащиеся могут обнаруживать признаки того, насколько хорошо они понимают ма¬териал через невербальный язык или язык поз и жестов. Если учитель умеет читать язык телодвижений, это зачастую может по¬мочь ему относиться к отдельным ученикам с большим пониманием и человечностью. К языку телодвижений или невербальному спо¬собу передачи информации относятся мими¬ка человека, взгляд, позы, жесты и внешний вид индивида. Если вы, как учитель, не уве¬рены в реакции ученика на урок, обратите внимание на следующую информацию, кото¬рую он выражает всем своим телом.
Если кисти рук лежат спокойно друг на друге или с переплетенными пальцами, уче¬ник спокоен и уверен в себе. И, наоборот, если руки сжаты или если пальцы впиваются в стол либо перебирают что-то, он нервни¬чает или напуган. Если руки прикрывают глаза, он защищает себя от внимания учи¬теля или спрашивающего.
Если голова склонена набок, ученик внимательно слушает. Если голова склони¬лась вперед, он вспоминает информацию. Если ученик встречает ваш взгляд глазами, он уверен в себе и заинтересован. Если зрач¬ки глаз расширены, ученику приятно. Если же зрачки сужены или ученик смотрит с при¬щуром, возможно ему комфортно в классе.
Если ученик потирает нос или дергает себя за ухо либо за волосы, это обычно сви¬детельствует о том, что он не уверен, что по¬нимает, что говорит учитель.
Если ученик пожимает плечами, это признак безразличия. Ученик, у которого руки сложены на груди, пытается отгоро¬диться от информации или защищается.
Если тело скособочено, ученик демон¬стрирует невнимание. С другой стороны, если он сидит прямо, слегка подавшись вперед, это показатель его интереса к уроку.