Школьные страхи
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Эта внутренняя позиция является тем мотивационным центром, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его желание учиться, эмоционально-положительное отношение к школе, стремление быть «хорошим учеником».
В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны учителя и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.
Такой ребенок может испытывать тревогу или страх. Состояние неопределенного, безотчетного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха. Это чувство беспокойства проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри у него все холодеет, щемит сердце, ладони становятся влажными. Ребенок в таком состоянии может совершать много лишних движений или, наоборот, становиться скованным, неподвижным. Согласитесь, ребенку в таком состоянии не позавидуешь.
Страхи у детей бывают возрастные и невротические.
Возрастные страхи возникают у эмоционально чувствительных детей и являются отражением особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием таких факторов, как: наличие страхов у родителей, тревожность родителей в отношениях с ребенком, избыточное стремление предохранить его от опасностей, большое количество запретов или полное предоставление свободы, многочисленные нереализуемые угрозы, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, конфликтные отношения между родителями, психические травмы (испуг, например), психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками или взрослыми.
Невротические страхи отличаются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью, постоянством или более или менее длительным течением, неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности, взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями, избеганием объекта страха, а также всего нового и неизвестного, относительной трудностью устранения страхов. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще всего такие страхи возникают у детей чувствительных, испытывающих эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, у детей, которые не могут полагаться на взрослых как на источник своей безопасности, авторитета и любви.
Большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Оснований для таких страхов много: дети овладевают новой, трудной для них деятельностью, к тому же, социально значимой. Первоклассники очень серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок и оценок своей деятельности. Ребенок боится «быть не тем», опоздать, не сделать вовремя, сделать не так, как надо, и за это быть осужденным и наказанным.
Боятся дети сделать ошибку, сказать глупость, получить за это плохую отметку и быть осмеянными. Самое страшное для таких детей – отвечать у доски. Именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.
Дети, не имеющие до школы опыта общения со сверстниками и взрослыми, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Боятся они и возникновения конфликтов с одноклассниками, агрессии с их стороны.
Некоторые дети панически боятся допустить ошибку, когда делают домашнее задание. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично контролируют выполнение домашних заданий и очень драматично относятся к сделанным ребенком ошибкам. И пусть даже они не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует.
Эти школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, но и способствуют развитию детских неврозов. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но в случае, если они принимают длительный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособность справиться со своими чувствами.
Выявить школьные страхи может детский психолог. Он использует для этого различные методы: например, метод неоконченных предложений (ребенок должен закончить предложения о школе: «Когда я думаю о школе…», «Когда звенит звонок…», «Когда я вижу учителя…», «Когда я отвечаю у доски…», «Когда кончаются уроки…» и др.). Весьма информативными являются и детские рисунки на тему «Я в школе», «Что мне снится страшное», «Чего я боюсь днем», «Самое плохое и самое хорошее». Все эти методы позволяют разобраться в том, что является источником школьных страхов ребенка, чтобы потом работать с этими страхами.
Р.Овчарова, «Практическая психология в начальной школе». М.,1998