Версия для слабовидящих 

Тревоги и страхи детей при поступлении в начальную школу

Print Friendly

Постепенно в последнее время детские страхи перестали восприниматься взрослыми как явный симптом психических нарушений, и отчасти перекочевали из специальной психиатрической клинической области в более обыденную психологическую и педагогическую области. Детские страхи и тревоги перестали приводить в ужас и пугать взрослых, но продолжают играть важную роль в жизни детей. В том числе, и в их школьной жизни. Страх выполняет существенную позитивную приспособительную функцию, обозначая, что есть некоторая угроза, и пришло время о себе позаботиться. Злокачественный страх в детском возрасте выступает как основной способ остановки, прерывания развития, заменяя собой интерес и любопытство. Интерес заставляет ребенка приблизиться к новому предмету, человеку или знанию, рассмотреть его, изучить, исследовать, “разжевать” и сделать своим опытом. Страх, наоборот, заставляет ребенка отодвинуться, отгородиться от этого нового опыта, закрыть глаза, избежать встречи с новым. При этом сохраняются старые представления, устаревшие способы действия, которые могут не соответствовать тем новым требованиям, которые предъявляются ребенку в учебной ситуации. Таким образом, страх может выступать серьезным препятствием для благополучного развития ребенка, так как обучение представляет собой постоянный процесс усвоения нового. Своевременное выявление и преодоление таких страхов является важной задачей школьного психолога. Эта задача особенно актуальна для работы с младшими школьниками, так как для малышей сложнее осознать и проявить свой страх перед взрослыми.

В зависимости от особенностей проявления мы можем выделить (достаточно грубо, но удобно для практических целей) три основных вида страха, различающиеся по выраженности в поведении ребенка, степени осознанности и дифференцированности, направленности на определенный объект, происхождению и способам защиты.

Первый вид страха наименее дифференцированный и осознанный, он имеет постоянную низкую интенсивность и плохо осознается ребенком как самостоятельное переживание (фигура). Можно сказать, что ребенок сам не замечает, что ему страшно. И, конечно, сам не жалуется на страх или тревогу, не предъявляет их взрослым, а, следовательно, не может о себе правильно позаботиться, не может адекватно воспользоваться поддержкой и помощью взрослых. В поведении ребенка, которое доступно наблюдению, этот страх проявляется следующим образом.

Ребенок не может ни на чем сосредоточиться, мелкий страх гонит его от одного предмета к другому, заставляет дергаться, суетиться, искать опоры, безопасности. Он или замирает, зацепившись взглядом за какой-то предмет, или, наоборот, перебегает глазами с одного предмета на другой, не задерживаясь ни на одном из них. То же происходит и с его руками: ребенок или вцепляется во что-то и не отпускает, или постоянно хватает разные вещи, начинает что-то делать и тут же бросает, переключается на новое занятие, бросает его опять и так далее. Иногда ребенок как бы отсутствует, его движения, взгляд рассогласованны. Этот страх не дает им возможности даже разглядеть, что же именно в окружающем мире так пугает, что здесь так опасно, но в то же время, на что можно положиться, что полезно для выживания, чем можно воспользоваться. Мы предполагаем, что такой страх возникает в результате очень раннего травмирующего опыта, который ребенок не в состоянии переварить и проанализировать, когда ребенок еще не владеет ни речью, ни образами, чтобы переработать эти переживания. Негативные последствия такого страха проявляются в неспособности ребенка сосредоточиться, образовать ясную “фигуру”, в трудностях ассимиляции нового опыта.

Второй вид страха проявляется так, что ребенок испытывает чувство страха, но не может “идентифицировать”, что именно в окружающем его мире столь сильно его пугает. “Кто-то сидит у меня под кроватью”, “Кто-то смотрит в окно”. Этот страх размещается не в реальном мире, а в большей степени в фантазиях, сновидениях. Чувство представлено достаточно ярко и определенно, сердце сильно бьется или совсем замирает, холодеют руки, перехватывает дыхание…Но что при этом страшено, где опасность – непонятно. Вместо того, чтобы приблизиться к окружающему миру, рассмотреть его, произвести идентификацию или отвержение, этот страх заставляет спрятаться, отвести глаза, прерывает контакт. А страх остается в ребенке. Он принимает форму монстра, чудовища, непонятного, грозного, постоянно присутствующего. Этот страх также связан с ранними переживаниями, его ребенок приносит с собой в школу из предыдущей жизни и новая неопределенная ситуация поддерживает и усиливает этот страх. За этим страхом стоит уже пережитый ребенком когда-то страх отвержения за то, что он недостаточно умный, хороший, успешный, страх агрессии, наказания, страх насмешки или оценки. Одновременно этот страх заставляет отказаться от своих потребностей и притязаний. Этот страх может совершенно не совпадать с реальным поведением учителя, с его реальным отношением к ребенку, однако останавливающая сила его может весьма велика. Коррекционные занятия при работе с такими видами страха направлены на осознание своих желаний, а также возможных ресурсов для их реализации. В результате ребенок начинает воспринимать окружающую действительность более адекватно, различать опасные и желательные события.

Третий вид страха отличается тем, что ребенок осознает свое переживание, а также и то, что он вызывает, однако, не может этому страху противостоять. Ребенок воспринимает себя маленьким, беспомощным и слабым, а другого человека или всю ситуацию в целом — воспринимает как могущественную или пугающую. Этот страх связан чаще всего с реальной, конкретной ситуаций, которая воспринимается ребенком как чрезвычайно опасная. Это может быть крик резкий голос, замечание, плохая отметка или насмешка. Чаще всего они приводят к переживанию беспомощности и бессилия. Попав в болезненное или затруднительное положение, ребенок не может найти из него эффективного и достойного выхода. Если такая ситуация повторяется достаточно регулярно, то страх может перейти в устойчивые невротические нарушения -–неуверенность. Болезненную застенчивость, низкую самооценку, а также в различные психосоматические нарушения, такие как головная боль, желудочные спазмы. Ребенок начинает избегать пугающих ситуаций и попадает в “замкнутый круг”. Коррекционная работа с детьми, переживающими такой страх, направлена на осознавание своих переживаний, возвращение утерянных ресурсов, принятие ответственности за свои действия, утверждение своих прав и границ телом.

В заключение – несколько слов о возможностях гештальт-метода в работе с детьми. Данный подход направлен на восстановление творческого приспособления ребенка к окружающему миру, на построение полноценного контакта с миром, с другими людьми, повышение осознанности себя. Этот метод позволяет работать с той феноменологией ребенка, которая представлена в данной конкретной ситуации, и средствами, которые доступны возрасту и уровню развития данного конкретного ребенка.

Поделиться:

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик