Социально-психологическая адаптация учащихся к обучению в 5-м классе
Адаптация гимназистов к обучению в 5-х классах представляет собой достаточно сложный процесс приспособления к новым условиям и требованиям, предъявляемым к ребенку в среднем звене. В этот период дети особенно нуждаются в поддержке родителей.
Остановимся на наиболее существенных факторах, вызывающих затруднения у детей. В начальной школе ребенок обучается несколько лет в одном коллективе у одного, ведущего большинство предметов преподавателя. В среднем звене ситуация меняется. Количество изучаемых предметов значительно увеличивается, каждый из них ведет определенный учитель, предъявляющий ребенку свою систему требований. При этом отношения между учителем и учащимся приобретают ситуативный характер: они напрямую зависят от успешности учащегося в изучении определенного предмета и его поведения на уроках Особенно сложной является ситуация, когда, например, по одному предмету ребенок успевает, по другому – нет. Разная оценка и разное отношение учителей создает еще большую неопределенность для ребенка. Вместо одного, своего, кабинета появляется целая кабинетная система, в условиях которой ребенку поначалу сложно сориентироваться. Кроме того, часто происходит и смена классного коллектива. Таким образом, учащемуся в процессе адаптации к обучению в 5-м классе приходится приспосабливаться к новым преподавателям, их различным требованиям, простраивать взаимоотношения в новом коллективе.
Следует также отметить тот факт, что возрастной этап 10-12 лет – это начало переходного возраста, именуемого часто «трудным». В связи с этим происходят некоторые изменения в познавательной сфере учащихся – несколько замедляется темп деятельности, на выполнение какого-то задания теперь младшему подростку может понадобиться больше времени. Учащиеся становятся более чувствительны, раздражимы, капризны, их настроение часто меняется.
Все это может быть причиной замечаний, снижения успеваемости и конфликтности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.
Таким образом, некоторое снижение успеваемости и повышенная чувствительность ребенка в процессе адаптации к новым условиям обучения в 5-м классе являются нормой.
Основные требования, предъявляемые к учащимся в 5-м классе – активность, самостоятельность, волевая саморегуляция. Подразумевается, что учащийся должен самостоятельно построить свою деятельность по выполнению данного учителем задания (осознать цель выполняемого задания, произвести все необходимые действия, правильно сделать запись в тетради, воспользоваться литературой, если необходимо). Предполагается, что пятиклассник осознает важность выполняемой деятельности и не отвлекается от процесса их выполнения. Если при решении задач возникают трудности, то он должен самостоятельно приложить усилия по их преодолению. Кроме того, о развитии произвольности говорит умение управлять возникающими эмоциями, сдерживать свои желания.
В том случае, если ученик не в силах справиться с трудностями в обучении и общении со сверстниками и учителями, внутренними душевными проблемами и тем самым помочь себе стать более взрослым, говорят о явлении «школьной дезадаптации». Школьная дезадаптация – это нарушение приспособления учащегося к школьным условиям. Если родители и педагоги вовремя не обратят на это внимания, то могут возникнуть следующие последствия: снижение интереса к учению и успеваемости, появление признаков высокой тревожности, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, ухудшение здоровья, несоответствие поведения ребенка существующим нормам, отставание по различным предметам.
Следует обратить внимание, если Ваш ребенок:
— постоянно усталый, утомленный,
— не желает делиться впечатлениями о проведенном дне,
— стремится отвлечь ваше внимание от школьных событий, переключить его на другие темы,
— не желает выполнять домашнее задание,
— негативно отзывается в адрес школы, учителей, одноклассников,
— жалуется на события, связанные со школой,
— беспокойно спит,
— постоянно жалуется на плохое самочувствие.
В случае, если большинство этих факторов присутствуют, следует обратиться к школьному психологу.