Версия для слабовидящих 

Психолого — педагогическая программа по коррекции и развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников в условиях межличностного взаимодействия

Print Friendly

Основные понятия.

Познавательная сфера личности включает в себя: развитие психических функций, произвольной регуляции психических процессов, речевой регуляции, мотивации и интеллекта.
Эмоциональная сфера: основы саморегуляции, эмоциональное осознание собственных чувств, переживаний, формирование основ эмпатического взаимодействия.
Эмпатия – умение понимать другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания.
Рефлексия – процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний.
Коммуникативная сфера включает в себя: сообщение информации, как передача интеллектуального содержания; ориентирована на совместное постижение предмета и формирование новых приемов и способов общения и поведения.
Интеграция – процесс, ориентированный на самореализацию любого ребенка в образовательной среде, социальную адаптацию в различных сферах жизнедеятельности.
Социальная адаптация- процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.

Модель интегрированного межличностного взаимодействия
субъектов коммуникации.

Пояснения к модели, разработанной М. С. Байматовой (2002).

Коммуникация – процесс установления и развития контактов между учащимися, обмен информацией, восприятие и понимание партнеров по общению. Основывается на развитии познавательных процессов, способствует формированию познавательных мотивов.
Общение – установление обратной связи и эмпатии, умения слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника. Эти умения необходимы для создания обстановки, способствующей межличностному взаимодействию и развитию эмоциональной сферы.

Взаимодействие – это взаимопонимание, взаимопроникновение, ценностные отношения. Способствует взаимному изменению партнеров по общению, развитию адекватной самооценки и саморегуляции.

Пояснительная записка.

В концепции детерминации психического развития аномального ребёнка Л. С. Выготским была выдвинута идея, что развитие аномального ребёнка и нормального протекает по общим законам и является социально обусловленным. Социальное, в частности педагогическое, воздействие составляет неиссякаемый источник формирования высших психических функций как в норме, так и в патологии.
Создание новой обучающей среды – один из существенных моментов совместного обучения детей с нарушением слуха и «обычных» детей. В этих условиях дети с нарушением слуха, под наблюдением социального педагога, психолога, дефектолога и при участии классного руководителя, становятся социально адаптированными, ощущают себя внутренне раскрепощенными и самодостаточными. Здоровые дети в «со-бытии» с детьми с нарушением слуха приобретают умения толерантного взаимодействия.
Поступление ребёнка в школу – это переломный момент в его жизни, так как меняется социальная ситуация развития. Необходимо начало школьного обучения, как нового этапа развития ребёнка, максимально насытить формами эффективного сотрудничества с педагогом и взаимосотрудничеством со сверстниками в доступной игровой деятельности.
Неподготовленность ребёнка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемости.
Настоящая программа является результатом обобщения опыта работы педагога-психолога Рудяковой О. Н. и педагога-дефектолога Скопинцевой М. Ю. МОУ школы-интерната № 7 I вида с детьми, испытывавшими трудности адаптации к требованиям школьного обучения, предъявляемые в классно-урочной системе. Условия школьного обучения предполагают:
­ умение организовывать и контролировать свою двигательную активность;
— умение действовать в соответствии с указаниями взрослого;
— способность к поисковой деятельности с помощью речевой саморегуляции;
— наличие у ребёнка определённого уровня мотивации к познавательной деятельности.
Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Программа рассчитана на 70 часов:
Предварительный этап – 11 часов. Включает подготовку и проведение диагностики, обработку диагностических данных, комплектацию группы.
Основной этап – 48 часов. Включает проведение коррекционно-развивающих занятий 2 раза в неделю (по 40 минут каждое). Структура занятий предлагается в двух вариантах.

1. Структура занятий:
• Ритуал приветствия, позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
• Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включает игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, психогимнастика, речевая зарядка.
• Основное содержание занятия подразделяется на два блока:
1) Фронтальная работа с педагогом по развитию речи, познавательных процессов.
2) Самостоятельная работа в тетради на закрепление полученных знаний.
• Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния ребёнка к занятию.
• Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.

2. Структура занятия.
• Ритуал приветствия.
• Упражнение на развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
• Упражнения на сбалансированность взаимодействия правого и левого полушария головного мозга (кинезиологическое развитие).
• Упражнения на развитие мыслительных операций.
• Упражнения, улучшающие состояния тонкой моторики и совершенствующие графические навыки.
• Ритуал прощания.

Заключительный этап — 21 час. Включает в себя организацию и проведение итоговой индивидуальной и групповой психодиагностики, обработку данных диагностического обследования, информирование педагогов и родителей о результатах работы интегративной группы в рамках программы.

Цель программы: Интеграция психолого-дефектологической и педагогической деятельности профессиональных субъектов специального и общеобразовательного учреждений в рамках коррекции и развития у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности.

Задачи программы:
• Создание коррекционно — развивающих условий для сохранных познавательных процессов и личностных особенностей младшего школьника.
• Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, положительной мотивации к учению, речевой саморегуляции у младших школьников в учебно — игровой деятельности.
• Создание атмосферы принятия, взаимопонимания в детском коллективе, развитие у ребёнка компетентности в вопросах нормативного поведения и самостоятельных действий по инструкции педагога.

Организационная структура программы:

Этапы работы:
Предварительный этап.

Таблица 1. Перечень диагностических процедур, рекомендуемых в работе с младшими школьниками интегративных групп.

Диагностируемые параметры Рекомендуемые диагностические методы и методики. Литературный источник.
Социальная ситуация развития. Проблемы, связанные с адаптацией ребёнка к классному коллективу, взаимоотношениями с педагогами. Проективные тесты – рисунки: «Несуществующее животное»; «Мой класс». Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Психолог в начальной школе. Волгоград. 1995; Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М. , 1987.
Возрастные психические новообразования. Предпосылки формирования учебной деятельности.

Особенности мыслительной деятельности младшего школьника (исследование невербального и вербального интеллекта). Тест школьной зрелости Керна – Йирасека «Рисунок мужской фигуры»

«Тест Равена», КТТМ на основе концепции П.Торренса, методика «Существенное», методика «Обобщение», методика «Классификация», методика «Словесные ассоциации». Шванцара Й. и коллектив. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М. 1998., Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. М. 2000.
Особенности речевого развития (состояние слуха, звукового анализа и синтеза, особенности словарного запаса и грамматического строя речи, слухо-моторных координаций). Снятие аудиограммы, методика «10 слов» А. Р. Лурия, метод пиктограммы, исследование состояния звукового анализа и синтеза, особенностей словарного запаса, грамматического строя по методикам Хватцева М. Е., Волковой Е. В., исследование слухо-моторных координаций по методике Садовниковой И. Н. Венгер А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте. М. 1981.
Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М. 1998., Волкова Е. В. Логопедия. М. 1998., Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. ВЛАДОС, 1997.

Критерии отбора детей для формирования интегративной группы:

— эмоциональная мотивационная незрелость;
— нарушение познавательных процессов;
— соматическая ослабленность;
— педагогически запущенные дети с отклонениями в эмоциональном и поведенческом плане;
— нарушение функциональной асимметрии коры больших полушарий.

Возможно включение в группу детей младшего школьного возраста, имеющих уровень психического развития, социально-психологической зрелости, соответствующей старшему дошкольному возрасту (подготовительная группа детского сада, подготовительного класса школы-интерната № 7).
Наполняемость группы до 15 человек: 10 человек с нормальным состоянием слуха, 3-5человек с нарушением слуха.

Основной этап.

В основном этапе есть некоторые ритуалы:
— ритуал приветствия: создание положительного эмоционального настроя участников группы (игры с именами, мячом);
— ритуал прощания: завершение работы группы, создание позитивного настроя для будущей встречи;
— разминка: снятие инертности физической и психической, настрой ребёнка на активную работу и взаимодействие с другими, активизация внимания и интереса к занятию;
— рефлексия: осознание изменений внутреннего состояния, которое произошло во время занятия

Заключительный этап.

1. Итоговая групповая и индивидуальная психодиагностика.
2. Информирование педагогов и родителей о результатах работы интегрированной группы в рамках программы.

Методический материал занятий.

Для удобства осуществления самостоятельного выбора пользователем программы тех или иных упражнений, а также установление их последовательности на основании собственных профессиональных предпочтений и конкретно-ситуационных целей работы, используемый пакет упражнений выстроен в хронологическом порядке:
А) игры и упражнения на развитие познавательных процессов;
Б) игры и упражнения, направленные на работу с эмоционально-волевой сферой;
В) игры и упражнения на развитие коммуникативных умений;
Г) упражнения направленные на кинесиологическое развитие;
Д) упражнения на развитие графических умений.

С коррекционно-воспитательной целью при проведении занятий может быть использован игровой соревновательный компонент. При этом необходимо создавать для детей ситуацию успеха, что стимулирует повышение самооценки и учебной мотивации. Не следует допускать разделения на лидеров и аутсайдеров. При проведении занятий каждому ребёнку необходимо иметь тетрадку в клетку, блокнот для записи слов, ручку, два простых карандаша, набор цветных карандашей. В ходе всей работы педагог, организующий занятия, активно участвует в упражнениях, а также отслеживает качество выполнения этих упражнений детьми, осуществляя соответствующую корректировку.

Система упражнений на развитие познавательных процессов.

1. Игра «Кто самый внимательный».

Цель: развитие зрительного восприятия.
Педагог предлагает узнать «кто самый внимательный?» в классе. На доске располагается рисунок «клевера» 5 рядов с тремя лепестками в цветке. В одном из рядов у одного цветка 4-5 лепестков. Дети ищут на рисунке клевер с заданным количеством лепестков.

2. Игра «Бессмысленные слова».

Цель: развитие зрительно-опосредованного запоминания.
На доске написано от трёх до девяти согласных букв: РБВЛ, КТМЦ, ШГС, ДПВ, КПТНСД и др. Детям предлагается запомнить предлагаемый материал и записать его. При этом, если они записали наибольшее количество правильных слов, то выиграли.

3. Игра «Буквенный ряд».

Цель: развитие внимание и графических умений.
Ребятам предлагается без ошибок переписать буквенный ряд:
А) АММАДАМАРЕБЕРГЕАССАМАСА
Б) ГЕСКЛАЛЛАЕССАНЕССАСДЕТАЛЛАТА
Затем предлагается вычеркнуть в ряду заданную букву (С или Л).
Затем предлагается составить слова из оставшихся букв. Педагог предлагает образец. Например: СКАЛА.

Также можно использовать игры: «Дорисуй узор», «Волшебный лабиринт», «Найди одинаковые круги», «Найди букву к слову» (вариант «Лабиринта»), «Раскрашивание фигур по образцу», «Сколько фигур спряталось на картине».

4. Игра «Запомни предметы».

Цель: развитие объёма памяти.
Педагог предлагает детям 7-10 предметов и говорит, что названия этих предметов нужно запомнить. Даётся 1минута, затем предметы убираются, и каждый ребёнок должен назвать те предметы, которые он запомнил. Нормой считается количество предметов в пределах семи.

5. Игра «Нарисуй и запомни».

Цель: развитие зрительно-опосредованного запоминания.
Детям предлагается перечень слов, каждое из которых они обозначают рисунком. Слова: весёлый праздник, тёмный лес, сила, болезнь, быстрый человек, день, хороший друг, машина, мальчик, сказка. Затем каждый ребёнок должен перечислить слова, которые он запомнил, с опорой на свой рисунок.

6. Игра «Геометрические фигуры».

Цель: развитие кратковременной памяти и графических навыков.
Детям предлагается фигурный ряд для запоминания. Даётся 1 минута, затем ряд убирается. Дети воспроизводят фигурный ряд в тетради по памяти. Возможно, усложнить задание: педагог предлагает детям фигурный ряд с изменением одной из фигур или местоположением фигур в ряду. Дети указывают, что изменилось, где ошибка, в сравнении с первым правильным вариантом.

Возможно использование игр: «Запомни числа», «Что пропало», «Слово-предмет», «Что ты видел, расскажи», «Закодируй слово наоборот».

7. Игра «Продолжи ряд».

Цель: развитие аналитико-синтетических функций..
Ребёнку предлагается три последовательные фигуры, а четвёртую нужно угадать и нарисовать самому. При этом можно использовать подсказки, дать три-четыре фигуры, где есть ответ. Например: три треугольника разной величины или круг, овал, круг, где необходимо подобрать четвёртую фигуру.

8. Игра «Дорисуй букву».

Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Детям предлагаются элементы букв, задание: дорисуй, чтобы получилась буква.

9. Игра «Догадайся, кто нарисован».

Цель: развитие аналитико-синтетических функций.
Педагог показывает часть тела животного, а дети должны угадать кто это. Например: долинные уши – заяц, ослик.

10. Игра «Словесно-логические пары» (авторская разработка педагога – психолога МОУ школы-интерната № 7 Рудяковой О. Н.).

Цель: формирование причинно-следственных связей.
Педагог предлагает детям ряд картин : дом, самолёт, стол, ключ, трамвай, стул, книга, замок, ручка, цветок, дерево. Дети объединяют картинки в пары и объясняют причину такого объединения. Например: дом-замок, замок-ключ.

Возможно использование игр: «Дополни буквами слово», «На что это похоже», «Найди главное слово», «Что лишнее?», «Назови одним словом».

Система игры и упражнений на развитие эмоциональной сферы.

1.Игра «Бабочки».

Цель: развитие умения действовать по сигналу педагога.
Каждый из участников группы представляет себя бабочкой и двигается по комнате соответствующим образом, по условному сигналу педагога.
2.Игра «Уходи, злость, уходи».

Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети становятся в круг, взявшись за руки, поднимают руки вверх и с криком: «Уходи, злость, уходи», попеременно машут руками и топают ногами по полу.

3. Игра «Зеркало».

Цель: развитие внимания и пантомимических способностей.
Дети становятся в круг. Педагог задаёт движение и выбирает зеркало – одного из круга. Зеркало показывает это движение. Затем зеркало становится ведущим.

4. Игра «Нарисуй чувство».

Цель: развитие выразительного изображения чувств, связанных с собственными переживаниями.
Педагог просит ребёнка не рассказать, а показать то, что он чувствует. Дети должны узнать это чувство. Те, кто чувствует то же, показывают то, что показал первый ребёнок. Возможно усложнение. Когда ребёнку предлагается назвать образ своего настроения: «Я похож на (кого-то или что-то)». Например: солнышко, туча, дождь, птица и др.

Возможно, использовать задания типа: «Дорисуй предмет», «Соедини точки и назови, что получилось», «Заштрихуй рисунок», «Чунга-Чанга», «Графический диктант», «Кораблик», «Змейка», «Весёлый паровозик».

Система игр и упражнений на развитие
коммуникативных умений

1. Игра «Дружба начинается с улыбки».

Цель: развитие умения выражать чувство радости.
Все участники в кругу по очереди поворачиваются к своему соседу, называя своё имя, ребенок поворачивается к соседу и называя его имя, дарит ему свою улыбку.

2. Игра «Комплимент».

Цель: умение выражать своё позитивное отношение к другому.
Все участники берутся за руки, ведущий говорит комплимент своему соседу. Сосед выражает благодарность и говорит комплимент следующему.

3. Игра «Сказочные герои».

Цель: умение находить в себе черты характера заданного персонажа.
Педагог предлагает список сказочных героев (мужские и женские роли). Каждый ребёнок выбирает себе одного их героев, представляется им и называет то качество, за которое выбрал себе эту роль. Например: «я – Буратино, я весёлый». Возможно, усложнить задание и к каждому герою дети называю по одному положительному качеству.

4. Игра «Маленький пекарь» (автор: педагог-психолог Рудякова О. Н.).

Цель: преодоление двигательного автоматизма, развитие доброжелательности по отношению к другим.
Участники занятия вспоминают, у кого день рождения в группе и ведущий предлагает испечь пирог. Именинник садится на стул в центр круга. Педагог предлагает детям следующие роли: мука, яйца, соль, сахар, молоко, яблоки и т. д. – по количеству детей. Затем ставится воображаемая миска, то есть два ребёнка держат друг друга за руки. Ведущий называет чью-то роль – компонент пирога, и ребёнок садится в миску, а именинник выполняет действия, необходимые для приготовления пирога (размешивает, поглаживая по голове или передвигая детей в миске).

5. Игра «Паутинка».

Цель: развитие согласованности движений.
Ведущий выбирает паучка, который строит свою паутинку из ребятишек, сидящих в круге. Педагог помогает паучку в случае необходимости.
Возможно, использование следующих игр: «Скульптор и глина», «Театр прикосновений», «Групповой портрет именинника», «Кукла», «Дракон».

6. Игра «Компьютер». (автор: педагог-дефектолог Скопинцева М. Ю.)

Цель: умение соблюдать последовательность действий, действовать по правилам.
Детям раздаются карточки с буквами (по количеству детей). Учитель-ведущий является «оператором», которая нажимает на клавиши, хлопая в ладоши. Буква, которая должна быть напечатана, отвечает так же хлопком. Для «печатания» выбирается фраза, количество букв в которой соответствует количеству играющих детей.

7. Игра «Отхлопать ритм фразы».

Цель: развитие чувства ритма.
На доске пишется фраза или четверостишие из детского стихотворения. Дети отхлопывают его по слоговой ритм, обозначая тихими и громкими хлопками ударные и безударные слоги. Задание можно усложнить. Учитель отхлопывает ритм слова, а дети находят его в предложении.

8. Игра «Дерево». (автор: педагог-дефектолог Скопинцева М. Ю.).

Цель: пополнение словарного запаса.
Учитель раздаёт трафареты, которые дети обводят в тетради. Корни дерева – это короткие простые слова, которые пишет на доске учитель. На ветках подписываются словообразующие суффиксы. Дети вписывают в крону дерева слова, которые образуются с помощью суффиксов.

9. Игра «Буква заблудилась».

Цель: развитие слухового внимания.
Учитель читает стихотворение с, ошибочно вставленными в него словами (двери-звери, маки-раки), и демонстрирует стихотворение шуточной картинкой, изображающей допущенную ошибку. Дети исправляют педагога.
Возможно использование заданий: игры на называние слов антонимов, паронимов, синонимов, работа с перфокартами (карточки с прорезями для быстрой автоматизации навыка письма необходимых букв), фонетическая ритмика.

Система упражнений, направленных на
кинесиологическое развитие.

1.Упражнение «Перекрёстные движения из положения стоя».

Цель: развитие координации тела, управление сложными двимжениями.
Ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед грудью:
• Левая нога вперёд – вправо, обе руки вперёд — влево;
• То же с правой ноги, руки вправо;
• Мах правой ногой к кончикам пальцев левой руки;
• Мах левой ногой к кончикам пальцев правой руки;
• Левая нога, согнутая в колене поднимается к правому локтю;
• Правая нога, согнутая в колене поднимается к левому локтю;
• Повороты бёдер вправо, плечи с вытянутыми руками и головой влево (то же в обратную сторону).
Каждое упражнение выполняется по пять раз в каждую сторону.

2.Упражнение на развитие познавательных процессов «Ленивые восьмёрки».

Цель: развитие координации в системе «рука-глаз».
Дети вытягивают руки вперёд, соединив ладони вместе , и рисуют в воздухе изображаемую горизонтальную восьмёрку (6 раз). Затем рисуют вертикальную восьмёрку (6 раз). Затем предлагается нарисовать восьмёрку по три раза каждой рукой. И снова перейти к восьмёркам двумя руками.

3.Упражнени «Шапка для размышлений».

Цель: развитие внутреннего равновесия и уверенности в себе.
Педагог предлагает надеть волшебную шапочку. Руки вытягиваются вверх, сжимаются кулаки, «надевается» воображаемая шапочка. Кулачки разжимаются. Кончиками пальцев дети берутся за верхнюю часть уха и мягко заворачивают уши от верней части до мочки (3 раза).

4.Упражнение «Энергетический зевок».

Цель: расслабление мышц лица.
Детям предлагается позевать. Кончики пальцев положить на плотные точки, которые чувствуются на челюстях. Дети издают глубокий расслабленный зевок и легкими движениями поглаживают это точки (3 раза).

5. Упражнение «Активизация руки».

Цель: развитие координации в системе «рука-глаз».
Одну руку выпрямляют вверх, прижимая к уху. Другая рука фиксирует локоть вытянутой руки. На выдохе вытянутая рука двигается вперёд, назад, к себе, от себя (3 раза в каждую сторону).

6. Упражнение «Симметричные рисунки».

Цель: координация движений обеих рук в зеркально отражённых направлениях.
Детям предлагается одновременно нарисовать рисунки левой и правой рукой сначала в воздухе, а заем в тетради. Задания постепенно усложняются от простых геометрических фигур до картинок типа: «Лодка», «Домик», «Страус», «Небо днём и ночью».

Система упражнений на развитие графических умений, внимания, оперативной памяти, наглядно-логических действий.

1. «Графический диктант».

Цель: формирование умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные линии.
Педагог подробно диктует детям, откуда начинать вести линию, какой длинны (сколько клеток) и в каком направлении. Продиктовав один раз, предлагает продолжить узор самостоятельно.

2. «Корректурная проба».

Цель: тренировка объёма, концентрации и устойчивости произвольного внимания, скорости формирования простого навыка.
Используются три вида символов: фигуры, цифры, буквы. Буквы и цифры в соответствии с образцом подчёркиваются, зачёркиваются или обводятся кружком; в геометрические фигуры ставится такой же знак как и образце.

3. «Продолжи ряд».

Цель: развитие осуществлять последовательно умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку.
Рассмотрев внимательно три последовательные фигуры, ребёнку нужно угадать, а затем нарисовать четвёртую фигуру.

4. «Третий лишний».

Цель: развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать их по главному признаку.
Рассмотрев четыре фигуры, ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя, и раскрасить её по-своему.

Возможно включение упражнений типа: «Лабиринты», «Дорисуй предмет», «Соедини по точкам», «Составь предмет из геометрических фигур» и т.п.

Список литературы.

Теоретический блок:
1. Волкова Е. В. Логопедия — Москва. 1998г.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Москва. 1960г.
3. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. 1995. – 217 с.
4. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. ACADEMA. 2002. – 216 с.
5. Немов Р. С. Психология. М. Просвещение. «ВЛАДОС». 1994.
6. Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. Межвузовский сборник научных трудов. СПб, 1999.
7. Лопухина И. Логопедия. М.1998г.

Теоретико-практический блок:
8. Психокоррекционная работа с детьми. Учебное пособие / под. ред. И. В. Дубровиной. М. ACADEMA. 1999.
9. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В., Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Москва ВЛАДОС, 2000 г. – 192 с.
10. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – 2-е издание, перераб. – Москва. 1999г. – 224с.
11. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль. «Академия развития». 1997 г. – 240 с.
12. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха/под ред. И. А. Михаленковой. – СПб. Институт специальной педагогики и психологии, 1999 г. – 72с.
13. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М. : ТЦ «Сфера», 2001 г. – 480с.

Практический блок:
14. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Москва. «Издательство Гном и Д». 2000 г. – 64с.
15. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. «Академия развития» 1997 г.
16. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. 1998 г.
17. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. ВЛАДОС. – 1997г.-255с.
18. Сполдинг Дж. Обучение через движение: Пер. с англ. Москва: Издательство Российского Открытого Университета 1992 г. – 72с.

Составители:
Рудякова О. Н. – педагог-психолог МОУ специальной (коррекционной) школы-интерната № 7(1 вида);
Скопинцева М. Ю. — педагог-дефектолог МОУ специальной (коррекционной) школы-интерната № 7(1 вида).

Организация совместной внеклассной работы по проведению праздничных мероприятий и профилактической деятельности.

1. Театрализованная постановка мини-версии «Нотр-Дам де Пари» учащимися и педагогами школы-интерната № 7 к дню учителя (Показ в СОШ № 106 для ознакомления с работой театра мимики и жеста и возможностями взаимодействия детей с различным состоянием слуховой функции). — октябрь
2. День ДРК. Изучение личностных качеств и эмоционального состояния подростков (социально-психолого-педагогическая диагностика учащихся 5 — 9 классов школы — интерната № 7 и 8 – 9 классов СОШ № 106).- октябрь
3. Подготовка концертной программы к Дню матери (концертные номера совместно учащимися и педагогами школы-интерната № 7 и СОШ № 106).- ноябрь
4. Неделя ЗОЖ (конкурс рисунков – автопортретов «Я и мой мир», совместная деловая игра «Я – Взрослый»). — ноябрь
5. Театрализованная постановка волшебной сказки «Пока не увяла роза» (в рамках совместного творческого вечера, посвященного празднованию Нового года). — декабрь
6. Театрализованная постановка (мини-версия) «Ромео и Джульетта» учащимися и педагогами школ в рамках творческого вечера, посвящённого Дню Святого Валентина. — февраль
7. День ДРК. Изучение особенностей познавательного развития и коммуникативных навыков у учащихся начального звена (социально-медико-психолого-педагогическая диагностика учащихся 1 – 3 классы СОШ № 106 и 0 – 3 классы школы-интерната № 7). — март
8. Неделя Права. Конкурс рисунков «Мои права и обязанности» (совместная деловая игра «Что я знаю о моих правах»). — апрель
9. Подготовка концертной программы и выставки детского творчества «Здравствуй, лето!», посвящённой окончанию учебного года. – май

Организация внеклассных занятий с арт-терапевтическим уклоном совместными усилиями педагогов и детей обеих школ.

Цель: Формирование продуктивной творческой фантазии с опорой на развитие эмоционально-коммуникативной сферы личности подростка. Возраст 14-15 лет.

Задачи:
• Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
• Развитие произвольности поведения у подростков;
• Развитие рефлексии (осознание) эмоций, их проявления у себя и окружающих;
• Работа с эмоциональными проблемами (страхи, застенчивость, агрессивность, патологическое стремление к лидерству);
• Развитие коммуникативных навыков через сотрудничество детей и педагогов в театрализованной деятельности;
• Развитие и понимание социальных норм общения, реализация принципа партнёрского общения;
• Развитие групповой сплочённости в интегративной группе;
• Развитие способности выражать эмоциональное состояние вербальными и невербальными способами;
• Обучить приёмам регуляции саморегуляции своего эмоционального состояния;
• Воспитание эстетического вкуса.
Критерии отбора детей. Проведение диагностики с целью изучения личностных качеств и эмоционального состояния подростков. Критериями отбора являются показатели ниже среднего уровня по двум и более параметров. В группу входят дети с эмоциональными проявлениями: страх, застенчивость, агрессивность и патологическое стремление к лидерству.
Этапы программы.
• Выявление имеющихся знаний об эмоциях и умение их выражать вербальным и невербальными способами.
• Знакомство с эмоциями сложной модальности и способам их выражения.
• Формирование умений «примеривать на себя» разные характеры, способы реагирования в различных ситуациях в процессе драматизации.
• Формирование умения управлять эмоциями.
Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение предлагаемых заданий (этюды и психогимнастичекие упражнения) а также умения гармонично использовать вербальные и невербальные средства выражения эмоций в предлагаемых пьесах.
Организация занятий. В группе может быть 6-8 учащихся и 6-8 педагогов. Частота занятий 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий 60-80 минут (в зависимости от темы). Количество занятий – 20, не считая спектаклей.

Структура занятий.

1. Приветствие. Использование игр на знакомство, с именами.
2. Рефлексия прошлого занятия. Выяснение у группы, что испытывали участники за время, прошедшее с прошлого занятия. Чем это было вызвано?
3. Основная часть.
• Разыгрывание этюдов;
• Использование танцевальных техник;
• Рисование различных эмоций, чувств, настроений.
• Прослушивание и обсуждение словесных эпизодов пьес.
• Драматизация отдельных частей пьес.
4. Релаксационные упражнения, направленные на расслабление, успокоение (элементы телесно-ориентированной терапии: игра «Кукла», «Лавка волшебных вещей»).
5. Рефлексия занятия. Что нового узнали, что понравилось, что было неприятным, что бы хотелось повторить.
6. Прощание. Использование игр на создание хорошего настроения у участников и желания встретиться снова.

Критерий эффективности программы. На подготовительном этапе: умение сотрудничать, договариваться, решать спорные вопросы. В ходе подготовки пьесы умение осознавать и контролировать проявления своих эмоций. На завершающем этапе – демонстрация пьесы, запись на видео и последующий самоанализ.
Предлагаемые к постановке этюды и пьесы. Этюды: «Ночной гость», «Гроза», «Одной не так уж плохо», «Защитник», «В гостях, но под диваном», «Собачья школа», «Артист», «Испорченный день рождения», «Осторожно злая собака», «Уход из дома», «Лучше никак, чем так», «Тот, кто во всём первый, очень одинок», «Пугала», «Тихоня», «Садовник и роза», «Злой волшебник», «Эстрадный певец». Пьесы: мини-версия «Нотре-Дам де Пари», «Пока не увяла роза», «Ромео и Джульетта».

Литература.

1. Возможности практической психологии в образовании: из опыта работы психологов УЦ «Перспектива» вып. 2.под. ред. Пилипко Н. В. – М.: УЦ «Перспектива» – 2000. — 112 с.
2. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России» — 1994 г.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль. «Академия развития». 1997 г. – 240 с.
4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. «Академия развития» 1997 г.
5. Методические приёмы развития представлений об эмоциях у детей с нарушенным слухом. Методические рекомендации. под ред. В. А. Янковского. Минск – 1990. – 37 с.
6. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» – 2002. – 240 с.
7. Семиченко Психология Эмоций. Киев. – 1999.
8. Школьный психолог. Полезная самостоятельность. Калинина Р. — 2001. № 6.

Поделиться:

Dysfunktion ED ar en man som ar sexuellt upphetsad, men kan vara alltfor skadlig for Erektil dysfunktion inte naturlig Cialis for man endast en som ar tillrackligt bestamd for att fa.

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик