Версия для слабовидящих 

Психологическое сопровождение программ работы с детьми и молодежью по профилактике девиантного поведения в летний период

Print Friendly

Самыкина Н.Ю. — ассистент каф. психологии СамГУ

Родители, педагоги, психологи, медики, работники милиции и другие лица, работающие с молодежью, хотят видеть, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако слишком многие из этих молодых людей оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием среды и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи, наркомания, алкоголизм. В последнее время к этому списку добавляются Интернет — зависимость, азартные игры, зависимость от неформальных группировок, сект.
Решение проблемы профилактики наркомании и других видов зависимости становится сейчас «задачей номер один» не только для родителей и педагогов, но и для государственных, муниципальных управлений и комитетов. В последнее время этому способствует увеличение числа детских и подростковых клубов в России, а также едва налаживающееся сотрудничество образовательных учреждений с социально — психологическими центрами «Семья», другими профилактическими и реабилитационными центрами и фондами. Однако система взаимодействия таких центров и образовательных учреждений не всегда достаточно эффективна по причине ограниченности программ, их однонаправленности: имеется в виду тот факт, что работа с детьми ведется лишь в школьный период, в пределах школы. На каникулах (особенно это касается летнего отдыха) дети попадают в летние оздоровительные учреждения, центры, лагеря, остальные — остаются либо на попечении родителей, либо во власти улицы.
В связи с этим становится актуальным вопрос о планомерной и системной организации летнего отдыха детей, в частности, в детских центрах, лагерях, загородных комплексах.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей, а с другой стороны — учреждением дополнительного образования, в задачи которого входит обучение и воспитание детей.
Сейчас летние лагеря являются частью социальной среды, в которой дети открывают, реализуют свои возможности, приобретают опыт социального взаимодействия в отрыве от привычной семейной или школьной атмосферы. Дополняя и расширяя влияние семьи и школы на ребенка, ДОЦ преследуют единую с ними цель: содействие социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С учетом сегодняшнего характера развития нашего общества ведущие задачи воспитания должны быть направлены на формирование у детей умения ориентироваться в достаточно сложной ситуации, развитие навыков саморегуляции, коммуникативной компетенции, навыков преодолевающего поведения.
Вместе с этим встает проблема обучения специалистов, которые бы выполняли задачи профилактики наркомании в детских лагерях. По распространенному сейчас мнению, профилактика наркомании входит в должностные обязанности медицинских работников (профилактику наркомании относят к санитарному просвещению и гигиеническому воспитанию детей). Однако сейчас уже становится очевидным, что медицина некомпетентна и неэффективна в вопросах профилактики, поскольку имеет дело только с организмом, а не с личностью ребенка, которая и должна стать адресатом профилактики.
С другой стороны, этим могут заниматься педагоги, воспитатели, вожатые, в задачу которых входит воспитание детей. Они могут больше времени уделять «разговорам по душам», проводить мероприятия, беседы и т.д. Это входит в их прямые обязанности. Однако помимо педагогических обязанностей вожатые и воспитатели имеют множество дополнительных организационных обязанностей. Более того, иногда для профилактических целей необходима коррекция поведения ребенка, что не может входить в компетенцию вожатого как педагога.
Возможно, решение проблемы кадрового обеспечения профилактики в ДОЦ состоит во включении в штат лагеря психолога, одной из задач которого является ведение профилактических мероприятий. Действительно, профилактика наркомании — это задача, достижение которой возможно лишь с помощью разработанной в соответствии с особенностями ДОЦ системы психолого — педагогической консультационной и коррекционной работы.
Особенности психопрофилактической работы с наркозависимыми подростками, воспитывающимися вне семьи
Евдокимова Ю.Б., аспирант каф. психологии СамГУ
Подростки, воспитывающиеся вне семьи, несомненно, одними из первых могут быть включены в »группу риска» потенциальных наркозависимых. Это объясняется крайне неблагоприятной социальной ситуацией развития ребенка-сироты, психической, а часто и физической депривацией в раннем возрасте (как следствие отсутствия материнской заботы, алкоголизма родителей, их жестокого обращения с детьми и т.д.).
Формирование личности детей, воспитывающихся вне семьи, существенно отличается от особенностей развития »семейного» ребенка. Эти различия обусловлены условиями воспитания детей, в первом случае — условиями воспитания в учреждениях закрытого типа (интернатах, детских домах и т.д.).
Очевидно, что проблема профилактики наркозависимости, сама по себе очень непростая, среди детей-сирот усложняется еще и трудностями в их психическом и личностном развитии. Знание особенностей психики и поведения подростков, обусловленных их проживанием в учреждениях закрытого типа, необходимо для создания эффективных программ профилактики различных форм девиантного и любых видов зависимого поведения, в том числе наркозависимости.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью срочной психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, чтобы уровень их социализации, личностного развития и психического здоровья позволил бы им избежать наркотической и алкогольной зависимости, безболезненно вступить в систему новых отношений по окончании учебного заведения, адаптироваться к условиям самостоятельной жизни.
Итак, какие же психические особенности детей-сирот нужно учитывать при составлении психопрофилактических программ? Основными являются следующие:
1. Гипермотивация общения со взрослым, которая базируется на дефиците такого общения. Это скрывает от наблюдателя дефекты в развитии произвольности у воспитанников учреждений интернатного типа. Выполнение любого произвольного действия осложняется: ребенок так хочет понравиться взрослому, заслужить его внимание, что это заслоняет от него содержание выполняемой задачи. Неспособность самостоятельно спланировать и осуществить даже простейшее действие — характерная черта детей, воспитывающихся в школах-интернатах.
2. Бедность эмоционального опыта. На наш взгляд, это одна из основных причин наркозависимости. Скудность, ограниченность конкретно-чувственного опыта у детей-сирот приводит к сверхценности новых впечатлений, в том числе — измененных состояний сознания, вызываемых наркотическими средствами.
3. Отсутствие страха перед наркотиками, последствиями их употребления объясняется отчасти следующей особенностью детей-сирот: ограниченность мотивации, ее единообразие и привязанность к непосредственной жизненной ситуации. Преобладают мотивы »сегодняшнего дня», а мотивы отдаленной перспективы оказываются практически невыраженными.
4. Устойчивая заниженная самооценка; оценивание себя, а не эмоциональное принятие/ непринятие. Отношение к себе воспитанников детских домов по сути повторяет оценку окружающих. Серьезным следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является также отсутствие у него чувства уверенности в себе. Эти особенности осложняют возможность подростка отказаться от приема наркотиков в среде сверстников или взрослых людей, настоять на собственной точке зрения, подвергая подростка негативному влиянию неблагополучного социального окружения.
5. Защитный характер поведения ребенка-сироты: если утверждение собственного »Я», завоевание права вести себя »как хочешь» у подростков из семьи идет через активное противопоставление себя ситуации, привычным нормам, требованиям взрослых, то у подростков из детского дома — через приспособление к этой ситуации. Жесткая привязанность к ситуации, неумение эмоционально отвлечься от »фрустратора», самостоятельно найти выход из конфликта, неспособность взять на себя ответственность за его решение — вот характерные особенности »слабой личности» воспитанника детского дома.
6. Отсутствие самостоятельности как результат организации условий жизни и воспитания детей вне семьи: пошаговый контроль, полная организация их жизни со стороны взрослых, минимальное поле собственной деятельности и т.п.
7. Несформированность внутреннего, идеального плана, связанность мышления, мотивации, поведенческих реакций внешней ситуацией.
8. Недоразвитие интимно-личностной стороны общения при высокой интенсивности контакта со сверстниками. В основе такого отставания лежит отсутствие эмпатии, сочувствия, сопереживания, умения, а главное — потребности разделять свои переживания с другим человеком. Недостаточный опыт совместных со взрослым эмоциональных переживаний является одной из причин задержки в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников детского дома.
Знание описанных выше особенностей детей-сирот и применение его на практике при создании программ профилактики наркозависимости позволит повысить эффективность деятельности психолога в его работе с различными видами зависимого поведения у подростков.
Мотивация подростков на совместную коррекционную работу
с психологом
Зинченко О.П. — ассистент каф. психологии СамГУ, специалист центра «Семья» Кировского района г.Самары
Одним из способов регуляции человеческого поведения является намерение — сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Конечно, намерения человека не всегда ясны даже ему самому, иногда это только вывод, основанный на наблюдении за поведением. Вебер говорил, что «мотив — это то, что представляется самому действующему лицу и наблюдателю как адекватное основание для определенного поведения». Намерение является инструментом, который служит для того, чтобы сделать поведение понятным как для самого себя, так и для других.
Являются ли открыто признаваемые людьми намерения «реальными» мотивами их поведения? Конечно, между публично провозглашаемыми и осознаваемыми самим субъектом объяснениями иногда существует различие, но нас интересует другое: является ли объяснение причин того, что люди делают, адекватным толкованием их поведения? Многие поступки являются непроизвольными и неосознанными, но, в то же время, люди настойчиво прилагают много усилий для достижения целей, которые они провозгласили желаемыми.
Исходя из этого, необходимо определить, что есть мотивация и мотив. Мотивация — это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности; материальный или идеальный предмет, побуждающий и направляющий деятельность человека, ради которого она осуществляется; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Bolles рассматривает мотив, как механизм выбора какой-то определенной формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но, чаще всего, он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоциям, воспоминаниям или пришедшей на ум мысли; выбор может также определяться присутствием какого-то человека или объекта в непосредственной близости.
Можно выделить два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация — это часто неосознаваемое побуждение, направляющее к определенному стилю поведения. Внешняя мотивация — это то, что осознается и представляется как отношение, существующее между действиями и причинами, которые объясняют и оправдывают. Поиск действительной мотивации, через прояснение мотива и расширение возможностей переживания его может быть одной из основных задач психокоррекционной работы с подростками и их родителями на первоначальном этапе профилактической деятельности.
Диагностировать начальный уровень мотивации можно с помощью тестов-опросников, которые направлены на изучение осознанных мотивов. Но наиболее широко распространены для исследования мотивации проективные методики, которые позволяют выяснить неосознаваемые мотивы. Наиболее известны среди этих методик тест Роршаха, проективно-ассоциативный логический тест (ПАЛТ), тематический апперцептивный тест (ТАТ). Используются также и тесты словесных ассоциаций, тесты завершения высказываний и другие проективные методы. Интерпретация содержания ответов, затраченного времени и пр. применяется для выявления особенностей личности испытуемых и структуры их мотивационной сферы.
Диагностика мотивации представляет немалую сложность. Наиболее плодотворной представляется комплексная методика, включающая анализ результатов деятельности (успешность и отношение к деятельности), тесты-опросники, «сочинения», эксперименты, наблюдения, беседы, анализ независимых характеристик. Совершенно очевидно, что для изучения мотивации более надежно параллельное применение прямых и проективных методик.
Анализ результатов психодиагностических исследований и данных наблюдения показал, что у подростков существует различный уровень мотивации на совместную коррекционную работу с психологом.
1. Низкий начальный уровень мотивации у подростков. Когда родители (педагоги) неосознанно, испытывая неконтролируемый страх или стремясь избежать реальной опасности, подталкивают подростка к психокоррекционной работе, тем самым, делегируя ответственность за развитие и изменение ребенка психологам. Безусловно, в этом случае подросток не испытывает реального желания в психологической работе, боится противостоять, противоречить своим родителям (педагогам) и, тем самым, избежать неприятностей, принимает формальное участие. Поэтому основной задачей психолога является изменение позиции подростка, развитие заинтересованности и мотивации на участие в психокоррекционной работе, используя активные методы воздействия и подавления сопротивления. При этом, должна обязательно вестись индивидуальная психотерапевтическая работа с родителями (педагогами) с целью развития способности к осознанию сущности мотивации и ее истоков, изменения и формирования направленности на личностный рост.
2. Высокий уровень первоначальной мотивации у подростков, когда родители заинтересованы в личностном росте собственного ребенка и сформировали у него внутреннее стремление к познавательной активности. Такой подросток всецело включен в деятельность, в процессе взаимодействия предлагает множество идей, готов к изменению собственного поведения, желает больше узнать, понять себя и других. В совместных действиях важнейшую роль у таких детей играют сознательные волевые акты. Они не только сознают свои собственные желания, но также делают выводы относительно возможных намерений соучастников. Это постоянное оценивание как самого себя, так и других значительно облегчается тем фактом, что подростки в состоянии располагать по категориям и обозначать символами как свои действия, так и ту основу, на которой они предположительно возникают. В итоге у них формируется гибкая координация, которая основывается главным образом на самоконтроле. Данная мотивация тесно связана с уровнем достижений и познавательной активностью. Еще Фишер утверждал, что человек добивается лучших результатов тогда, когда осознает, что сам организовал свою работу и сам следит за тем, чтобы она была хорошо выполнена. Безусловно, в эту работу должны быть включены родители для того, чтобы знать и быть готовым принять те позитивные изменения, которые будут происходить с их ребенком.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что от первоначального уровня сформированности мотивационной сферы у подростков к внутреннему развитию и изменению будет зависеть вся дальнейшая совместная коррекционная работа с психологом и ее эффективность. Поэтому, прежде чем, включать подростков в профилактическую программу необходимо проводить длительную работу по формированию высокого уровня заинтересованности в таком развитии.

Поделиться:

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик