Версия для слабовидящих 

Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении

Print Friendly

1.Субъективность взаимодействия
Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни.
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» – эта фраза во многом не лишена смысла. Задача – научить ребенка держаться на воде, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать зависимость от взрослых, в том числе и от психолога. Главное – сделать ребенка заинтересованным союзником своих позитивных изменений в себе и своей жизни.

2.Нужно найти причины отклоняющегося поведения.
Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может ока¬заться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя толь¬ко следствия, мы ничего не добьемся.

Типичные причины нарушения поведе¬ния могут быть следующими.
Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хоро¬шими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних зада¬ний. А уж такие способы привлечения вни¬мания, как дерганье за косички, подножки, просто широко известны.
Стремление к самоутверждению. Мно¬гие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.
Нравственно-духовная незрелость, ве¬дущая к десакрализации человеческих ценностей, обесцениванию чувства любви, добра.
Стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды. боль, унижение.
3.Последовательность во взаимоот¬ношениях
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям.
Например, вы советуете ребенку не те¬рять самообладания в трудных ситуаци¬ях, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. В результате дети на¬чинают презирать взрослых. Особенно опасно, если у детей и подростков возникает негативизм: они не хотят слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст. Следует разъяснить причины изменения позиции, признаться, что первое мнение было ошибочным.

4.Позитивность взаимодействия.
Всем хорошо известно правило воспитания6 « правило кнута и пряника», или правило поощрения и наказания».
Остро дискутируемый вопрос о пользе наказания в работе по преодоле¬нию девиантного поведения должен ре¬шаться только с позиции полезности на¬казания для выработки у ребенка новых форм поведения. Если критика негатив¬ного поведения сочетается с верой в силы и возможности ребенка, то она может выступить в виде того «кнута», который позволяет сдвинуться с мертвой точки.

Позитивность взаимодействия предпо¬лагает следующее.
— Постановку позитивной цели, учитыва¬ющей интересы, права и возможности ребенка.
Например, бессмысленно от ребенка с холерическим темпераментом добивать¬ся плавных движений, равномерных уси¬лий и ровного, спокойного поведения в течение всех учебных занятий в школе. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности пове¬дения и развития волевого контроля, что может выразиться, например, в обучении ребенка поднимать руку, перед тем как что-то сказать или спросить на уроке.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указа¬ние на позитивный результат («вести здо¬ровый образ жизни» вместо «бросить ку¬рить»; «добиться положительной успева¬емости» вместо «не получать двойки»;
«приходить в школу вовремя» вместо «пе¬рестать опаздывать» и т.д.).
— Опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения.
Ребенок, часто нарушающий поведе¬ние, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негатив¬ные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда девиации будут просто притягиваться, чтобы дока¬зать правоту сценария.
Важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно. есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков,. Чувств и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл. ( например, упрямство – упорство и т.д.).

5.Поощрение положительных изменений.
Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения.
Ведь путь на вершину складывается из малых ша¬гов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Вам предстоит, воз¬можно, долгий путь, и, чтобы не сбиться с него, следует помнить о правиле пози¬тивности.

6.Привлекательная альтернатив¬ность
Работа по изменению поведения дол¬жна обязательно сопровождаться выра¬боткой и закреплением привлекательной альтернативы.
Важно, чтобы ребенок не просто осо¬знал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возник¬ший «позитив», с точки зрения ребенка, и позволяет достичь значимых целей.
Например, подросток курит, употребля¬ет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от ком¬пании, в которой он нашел признание. Ес¬тественно, что отказ от общения со свер¬стниками вряд ли покажется подростку при¬влекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг под¬ростков, имеющих сходные ценности (по¬сещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций. Проверка значимости сво¬ей роли в компании без выполнения при¬нятых «девиантных ритуалов» или способ¬ности противостоять группе по отдельным вопросам также могут оказаться привлека¬тельными альтернативами.
Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Именно по¬этому важно предпринять шаги по реали¬зации того или иного решения.

Стратегия «Предотвращение рецидива».
1.Обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.
2.Выявление ситуаций, лиц, мест, событий, которые могут спровоцировать срыв.
3.Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.
4.Выявление факторов, которые помогут пережить трудные ситуации или срыв.
5. Выявление ( тренировка0 наваыков и качеств, которые необхлдимы, чтобы удержаться от негативных поступков.
6. Подробное перечисление будущих
выгод от нового поведения.
7. Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу — реализацию нового поведения.
7.Разумный компромисс
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побужде¬ний в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим, а с другой — любые изменения должны со¬здавать, а не разрушать ребенка.
8.Гибкость
Используйте различные формы, спосо¬бы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы.
Исследование возможностей психоло¬гической помощи несовершеннолетним преступникам показало, что при психоте¬рапии тревожных детей с чувством вины и ощущением неадекватности необходи¬мо проявлять интерес к их чувствам.
В работе же с несговорчивыми право¬нарушителями эффективными являются формальные, директивные, прямолиней¬ные стратегии работы, когда больше вни¬мания обращается не на внутренние пе¬реживания, а на внешние способы конт¬роля поведения.
Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэф¬фективной, можно попробовать реализо¬вать другую.

Поделиться:

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик