Преодоление трудностей в общении учителя и ученика
Трудности в общении учителя и ученика
1.Неумение наладить контакт.
2.Непонимание внутренней психологической позиции ученика.
3.Сложности в управлении общением на уроке.
4.Неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач.
5.Трудности в речевом общении и передачи собственного эмоционального отношения к материалу.
6.Сложности в управлении собственным психическим состоянием в общении.
В связи с принципом сотрудничества учителя и ученика меняется вся социально-психологическая ситуация взаимодействия обучающего и обучаемого. Переход коммуникативной ситуации из сферы обыденного общения в профессиональную осуществляется непросто. Наиболее распространенная ошибка, которую допускают начинающие учителя, неумение организовать общение целостно.
Планируя урок как передачу информации, педагог не всегда задумывается над другими функциями. А в результате реализуется лишь информативно-коммуникативная функция общения, не подкрепляясь «взаимоотношенческим слоем». Творчество педагогического общения состоит в умении передать информацию, точно ориентируясь на собеседника, найти яркие образы и сравнения, вызвать эмоциональный отклик, рефлексию.
Ситуация успеха и ее создание
Состояние страха
«Ничего страшного, бывает, что люди боятся…»
«Я тоже этого боялась, но сумела преодолеть свой страх. Хочешь, расскажу как?»
Скрытая интуиция
« Ты же помнишь, что…»
«Хорошая мысль была по этому поводу у В… Напомни нам ее, пожалуйста.»
Авансирование
«У тебя непременно это получится…»
Персональная исключительность
«Только у тебя и может получиться, потому что…»
Усиление мотивации
«Нам это так нужно для…»
Высокая оценка деталей
«Вот эта часть у тебя замечательна!»