Версия для слабовидящих 

О мотивах учения

Print Friendly

Будущие первоклассники, как правило, хотят учиться. Они хотят пойти в школу, стать учениками. Есть, правда, среди них и те, кто плохо представляет себе то, чем ему придется заниматься, но в школу все равно хочет. Кому-то интересно познавать новое, кому-то – просто «портфель носить», а кто-то хочет посмотреть, «куда отметки ставят», а кому-то хочется все это сразу. Учебная деятельность младших школьников поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов.
Социальные мотивы отражают внутреннюю позицию ребенка – первоклассника, связанную с потребностью занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим положением общественно значимую, серьезную, деятельность. На первых этапах обучения эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами, существующими у ребенка, способны обеспечить его включение в усвоение учебной деятельности и поддерживать интерес к ней.
По мере вхождения в школьную жизнь у младших школьников складывается сложная система мотивации учения. Эта система включает в себя несколько групп мотивов.
Во-первых, это мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
Мотивы, связанные с содержанием учения. Ребенка побуждает учиться стремление узнавать новые факты, получать новые знания, овладевать новыми умениями и навыками, осваивать способы действия, проникать в суть явлений.
Мотивы, связанные с процессом учения. Учиться детей побуждает заложенное в них стремление к интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе нахождения решений трудных задач и др.
Во-вторых, мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, то есть, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
Широкие социальные мотивы, которые включают в себя:
а) мотивы долга и ответственности перед обществом в целом, перед родителями, перед учителем и т.п.;
б) мотивы самоопределения (понимание значимости знаний для своего будущего, желание подготовиться к будущей учебе в вузе, найти хорошую работу и др.);
в) мотивы самосовершенствования (стать умнее, развить в себе важные интеллектуальные и личностные качества).
Узколичные мотивы. Они у каждого ученика свои и включают в себя:
а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителя, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки и др.);
б) престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, желание быть лучшим, занять достойное место среди одноклассников и др.);
в) отрицательные мотивы (желание избежать неприятностей, которые могут возникнуть из-за плохих отметок со стороны учителей, родителей, стремление избегать отрицательных эмоций и др.)
Могут быть и какие-то другие мотивы, побуждающие учеников заниматься учебной деятельностью. Как узнать, какой мотив у данного конкретного ребенка является определяющим? Можно выяснить это в беседе с ребенком, задавая ему и прямые, и косвенные вопросы об учебе и о школе. Можно попросить ребенка нарисовать рисунок «Школа», «Моя школа», «Мой класс» и др., а потом обсудить его с ребенком. Если выясниться, что определяющим является какой-то косвенный мотив, не связанный с познанием, то необходимо проводить с ребенком работу по формированию у него познавательных мотивов, поскольку именно они и являются основными мотивами учебной деятельности. Ведь, если ребенок ходит в школу только для того, чтобы «получать хорошие отметки», то в школе он занимается не учебной деятельностью как таковой (т.е. приобретением новых знаний, умений и навыков), а деятельностью, которую можно назвать «получение хороших отметок» (т.е. все усилия прилагает к тому, чтобы любым способом получить хорошую отметку).

С.И.Кудинов, Е.В.Козлова,
«Психология младшего школьника», Бийск, 2001.
Родитель.РУ

Поделиться:

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик