Особенности организации самостоятельной работы на уроке
Эффективная организация самостоятельной работы учащихся требует преодоления двух барьеров: деятельностного и психологического.
Суть деятельностного барьера в том, что учащиеся, столкнувшись с необходимостью самостоятельного выполнения какого-либо задания не знают какие конкретные действия нужно для этого осуществить.
Суть психологического барьера в том, что учащиеся боятся самостоятельной работы.
Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гетерогенных группах, должен быть направлен, в частности, на снятие данных барьеров.
Психологический барьер появляется у учащихся в результате отрицательного оценивания со стороны учителя ошибочных действий учащихся.
Снижение его может осуществляться следующими способами:
• разграничение учебного времени и учебных действий учащихся на формально оцениваемую и формально неоцениваемую части;
• поощрение самих фактов осуществления учебных действий, направленных на выполнение задания;
• подбор заданий, посильных для учащихся;
• применение вне предметных задач, посильных учащимся (как на уроках, так и вне них);
• расширение видов оценивания учащихся (за терпеливость, настойчивость и т.п.);
• использование учителем в работе с учащимися, которые не могут выполнить полученное задание, методики решения творческих задач.
Преодоление деятельностного барьера, принципиально основано на:
— рефлексивном «снятии» с учителя его личных способов работы с материалом преподаваемого предмета,
— оформлении данных способов в материальном (наглядном, текстовом, схематизированном) виде и предъявлении полученных материалов учащимся (учитель должен понять, как он сам выполняет данные задания, почему он выполняет именно так, как он находит правильный способ выполнения того или иного задания и отобразить это знание в наглядной форме).
Данная система «подпорок» призвана заменить учащимся учителя на время его «отсутствия» (т.е. когда тот работает с другими учащимися).