Версия для слабовидящих 

Надпрофильное направление

Print Friendly

Автор: Лернер П.С.
Содержание: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

ПРОБА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «СВОБОДА ОБЩЕНИЯ»
Комментарий: Для учащихся 10-11-х профильных классов

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ «CВОБОДА ОБЩЕНИЯ»
для учащихся 10-11-х профильных классов

Надпрофильное направление

1. ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «ОБЩЕНИЕ»

1.1. Рассмотрите книги или журнальные публикации, в которых встречаются слова «общение, коммуникации», (например, учебник по общей психологии, толковый словарь, энциклопедию) и ответьте на следующие вопросы:
Что понимается в общем смысле под общением?
Есть ли и в чем принципиальное отличие очного общения и анонимного, например, в Интернете?
Какие технические способы интенсификации общения Вам известны?
Вещи, нас окружающие, несут много информации. Можно ли от вещей ожидать, чтобы они были партнёрами в общении?
В какой мере результат общения является объективным, достоверным?
Приведите доказательные примеры того, что в широком смысле образование можно понимать как общение. И наоборот.
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу социально-психологического явления «общение».

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

1.2. Дефицит межличностного общения в семье и в школе приводит к тому, что школьники не имеют опыта собеседования, однако вынуждены постоянно играть роль слушателя или адресата команд взрослых. В частности, они затрудняются в формулировании конструктивных вопросов с акцентированием своей версии ответа, альтернативных ответов. Крайне редко в структуре традиционного урока отводится время на конструирование вопросов, на ответы на них. Практически культивируется шаблонное отношение к объяснениям, новой информации дружным —все ясно, вопросов нет!
Среди психолого-педагогических оснований проектирования учебных действий крайне редко предусматривается стимулирование формирования потребности в общении.
Одной из важных задач совершенствования технологий образования является задача существенного расширения объема и глубины конструктивного общения учащихся между собой, с учителем.
Бесспорно, что явления, определяемые развитием научно- технической и культурной революций, оказывают влияние на особенности общения (как части коммуникации людей в обществе). Можно назвать некоторые факторы, оказывающие влияние на особенности общения в условиях современного этапа НТР:
 интенсификация общения, вызываемая убыстряющимся темпом жизни, более легкой и частой переменой работы, местожительства, профессии,
 возрастание значения «ролевого», утилитарно-функционального общения, вызываемого процессами разделения труда и коопера¬ции,
 возрастание объема воздействия безличных форм общения через массовые коммуникации (радио, ТВ, печать и др ) ,
 расширение круга общения (включая формы общения вне осознания огромное число контактов за день в крупных городах),
 исчезновение некоторых видов общения (эпистолярное общение, визиты и др.)
Интенсификация межличностного общения в условиях НТР скрывает в себе особые психологические проблемы, таящие известную опасность — при определенных неблагоприятных условиях жизни отдельного человека формализацию нравственных ценностей. При чрезвычайной перегруженности временными контактами может возникнуть ситуация нравственно психологической, эмоциональной разобщенности, т.е. количественный рост общения оплачивается утратой его нравственного качества. Быстрая смена контактов делает их поверхностными, а привычка именно к такому общению иссушает моральную чувствительность, искренность.
В условиях поверхностного и перенапряженного общения индивид подсознательно ограждает свою психику от перегрузок с помощью торможения эмоций, шаблонных реакций, стандартных оценок штампов. Тонус эмоциональной напряженности и заинтересованности в общении (в том числе в процессе обучения и труда) резко падает. Часто все это оборачивается чувствами неблагополучия, неудовлетворенности человека.

С необходимыми упрощениями схема мира общения может быть представлена как:

Общение с реальным
партнером ─────межличностное──групповое─общение культур

Общение
с иллюзорным
партнером ──────── общение с животными──── общение с вещью

Общение
с воображаемым
партнером ─────── самообщение─── общение с мифо- общение с образом
│ (общение со своим логическим ху- реально отсутству-
│ вторым “Я”) дожественным ющего человека
│ образом
Общение воображаемых
партнеров (художественных персонажей)

С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
К какому виду общения Вы отнесли бы, например, просмотр кинофильма или новостной ТВ-передачи, посещение театра или игру с друзьями в футбол, чтение сборника стихов или поездку на фестиваль художественной ковки?
Какие виды общения предпочтительны для Вас?
Есть ли у вас люди, ради разговора с которыми Вы готовы ВСЕГДА выключить телевизор?
Есть ли у Вас знакомые люди, общительность которых переходит в болтливость? А за собой не замечали?
Могли бы Вы привести аргументы в пользу правоты известного высказывания о «роскоши человеческого общения»?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу проблемы общения людей в современном мире.

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

2. ОБЪЕМ И КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ

2.1. Трудовое образование в сознании многих людей обычно ассоциируется с сугубо практическим обучением. Однако основное количество современных профессий —это профессии речевые. Существует (по акад. Ю.В. Рождественскому) только восемь видов труда (здесь нет противопоставления работе), распределенных по степени сложности:
1)физический труд, 2)торговый труд, 3)труд финансиста, 4)труд управленца, 5)труд, обеспечивающий рекреацию, здоровье и самосохранение (развлечения, спорт, медицина, военное и полицейское дело, юриспруденция), 6)труд изобретателя (инженера, проектировщика, архитектора, дизайнера), 7)труд человека, занимающегося культурой (в частности труд информатика), 8)труд педагогов. Физический труд представлен только на производстве и частично в торговле, спорте. Остальные виды —речевой труд. Это значит, что общество строится на языке, то есть на изобретении мыслей, выраженных в речи.
Замечательный актер Р.Я. Плятт как-то в интервью «Неделе» на вопрос «Что Вы больше всего цените в людях?» ответил «Общитель¬ность. Но не бессмысленную, не болтливую, а общительность умного человека. Общительность пустого говоруна может привести к состоя¬нию обморока…».
Общение людей, общение ученика с учителем, общение учеников имеют различные функции: информативную, познавательную, коммуника¬тивную, регулятивную и воспитательную. Благодаря общению люди от¬бирают и передают информацию, познают и осваивают нормы морали, координируют знания, устанавливают межличностные связи и способы взаимодействия в коллективе, формируют способы сотрудничества. Творческое общение всегда подразумевает внимательное соотнесение себя, своей позиции, точек зрения с позициями, точками зрения дру¬гих. Даже если Вы читаете книгу, слушаете лекцию, то Вы не один — Вы общаетесь с автором, лектором, внутренне спорите с ним или сог¬лашаетесь.
В то же время обучение требует постоянного обмена мнениями, своего рода постоянно действующего семинара — большие объемы информации лучше будут постигнуты, если они были обсуждены.
Чтобы общение стало плодотворным, любому человеку надо определить для се¬бя «лидеров информативности», то есть тех людей, обсуждение с ко¬торыми новых знаний, Ваших точек зрения, прочитанных книг или просмотренных театральных спектаклей обогащало бы Вас новыми мыс-лями. Давало бы пищу для глубоких размышлений. «Лидеров информа¬тивности» не стоит далеко искать — ими могут быть Ваши родители, старшие братья и сестры, школьные друзья, товарищи по совместной работе. Надо уметь разглядеть среди них людей, самобытность личности кото¬рых окрашена большим трудовым опытом или настоящей увлеченностью любимым делом, активной жизненной позицией, обостренным чувством ответственности или неукротимой жаждой знаний, стремлением к само¬совершенствованию или любознательностью.
Передача знаний возможна лишь через общение, общение с людь¬ми, книгами, произведениями искусства. Однако не следует занимать позицию пассивного получателя информации — Ваши точки зрения имеют определенную ценность. Ваши знания могут быть полезны Вашим това¬рищам, с Вами ищут общения. Старайтесь делиться знаниями, ведь презентация своих знаний — одна из форм их использования.
С общения начинается путь к вершинам науки. Не только самому добывать истину, но и учить других находить пути в незнаемое — это одна из заповедей профессиональной этики ученых.
Демократизм научного общения в коллективе может проявляться по-раз¬ному. Легендарными стали в научном мире знаменитые «капишники» – научные семинары института физических проблем, руководимые акаде¬миком П.Л. Капицей. На «капишниках» все равны: и академики и лабо¬ранты, лишь бы и те и другие говорили дело.
Общение с умным собеседником — подлинная радость, для твор¬ческой личности. Чем больше у Вас собеседников в процессе учения, овладения современными знаниями, приобретения практического опыта тем больше развивается у Вас поз¬навательная потребность, тем чаще у Вас будет желание применить получаемые знания, передать их людям. Общение является необходимым условием для нравственного самовоспитания. Человек вне общения, вне человеческого окружения вообще лишен возможности стать челове¬ком. Для всестороннего развития личности нужны сложная внутренняя душевная работа, человеческое общение, воспитание и образование.

С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
Какие условия необходимы для осуществления полноценного общения?
Есть ли у вас люди, разговор с которыми всегда надежно информативен?
В какой мере обмен «смайликами» можно считать общением людей?
В каких профессиях объём общения столь велик, что, в шутку, обладателей таких профессий можно назвать «профессионалами разговорного жанра»?
Как Вы понимаете содержание слова «словотерапия»?
Могли бы Вы привести примеры невербального (несловесного) полноценного общения людей?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по существу проблемы общения людей в современном мире.

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

2.2. С французского языка слово «инженер» переводится как изобрета¬тель, новатор, создатель нового. Следовательно, инженер (равно как учёный в любой отрасли) может претендовать на обнародование того, что он сотворил. Ему нужно общественное признание хотя бы в относительно узком круге специалистов.
Более того, опубликование материалов о создании нового считается актом апробации, когда специалисты могут оценить не только результаты, но и подходы, принципы решения той или иной технико-технологической практической задачи.
Корпоративная инженерная и научная этика предполагает извещение коллег о новых выполненных разработка – иначе кто-то будет тратить ресурсы на повторение уже найденного, пройденного. При этом, конечно, есть некоторые механизмы сохранения авторства интеллектуальной собственности.
Однако у инженерного и научного предпринимательства есть еще одна сторона — гуманитарная. История великих инженерных проектов и изобретений, жизнеописание творцов науки и техники, влияние науки, техники и технологий на жизнь людей и народов, изменения в характере труда работников, влияние на культуру в целом представля¬ют значительный интерес именно гуманитарный, так как они связаны с человеком и входят в круг рассмотрения антропологии.
Публикации, мнения, суждения в СМИ по этим вопросам адресованы часто не столько специалистам, а думающей и любознательной части общественности.
Таким образом, широко распространен еще один гуманитарный вид инженерного и научного предпринимательства — литературную деятельность. Ведь именно инже¬неры и учёные пишут популярные и специальные книги, учебники и справочники, статьи не только в специальных журналах, но и в газетах — все это необходимо для осознания состояния и перспектив цивилизации.
Много внимания проблемам культурного и научно-технического прогресса уделяется в специальных ТВ- и радиопередачах, которые смотрят и слушают сотни тысяч заинтересованных людей во всем мире.
Но главным источником повышения информированности остаются книги на бумажных носителях. В них собраны знания и страсти, блеск человеческой мысли и чудо ее достижений, радость общения и пища для глубоких размышлений. Книги являются самым большим достижением цивилизации, они способны невидимыми нитями объединять людей, передавая духов¬ные и культурные ценности от поколения к поколению, между народами.
Учебник, монография ученого, сборник стихов, томик рассказов, изданные воспоминания, собрание сочинений (в том числе научных) способны вызвать вереницу эмоций, удовлетворить любознательность, раскрыть неведомый нам мир явлений, чувств, зна¬ний. Мы многим обязаны книге — букварю, школьному учебнику, моног¬рафии.
Книги для специалиста доступны: сеть библиотек, специальные богатейшие книжные хранилища, личные библиотеки. Будущему специа¬листу надо много читать, выработать потребность в чтении. Наблюде¬ния показывают, что квалифицированный специалист, ученые читают до 1000 страниц в месяц.
Однако важен не только объем, но и культура чтения. Культура чтения начинается с правильного выбора книги, просмотра ее и опре¬деления ценности чтения для себя. Опытный читатель, подержав в ру¬ках книгу всего несколько минут, легко определяет для себя, стоит ли ее читать. Если прочитанная книга не вызвала череду вопросов, желания взять еще несколько книг по данной теме, потребности обсу¬дить прочитанное, то или книгу не следовало читать, или читатель еще не готов к прочтению именно этой книги.
Похвально, что многие библиотеки организуют выставки новых поступлений. Много сил и средств занимает составление библиотечных каталогов, на библиографических карточках которых можно найти дан¬ные о каждой имеющейся в фонде книге.
Развитый и творческий человек, квалифицированный специалист никогда не откажет себе в удовольствии порыться в книгах, купить новую книгу, воспользоваться возможностью купить хорошо знакомую книгу.

С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
Какие условия необходимы для осуществления полноценного общения?
Есть ли у вас люди, разговор с которыми всегда надежно информативен?
В какой мере обмен «смайликами» можно считать общением людей?
В каких профессиях объём общения столь велик, что, в шутку, обладателей таких профессий можно назвать «профессионалами разговорного жанра»?
Как Вы понимаете содержание слова «словотерапия»?
Могли бы Вы привести примеры сильного влияния на Вас прочитанной книги и авторитета автора?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по особенностям общения людей с печатным текстом?

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

3. ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

3.1. Формально «устройство» общения, коммуникации весьма простое – должны быть: передатчик, канал связи, приёмник. Передатчик и приёмник должны быть настроены «на одну волну», то есть иметь общий язык (лексикон, тезаурус, грамматика) – без этого понимания не будет. Между тем говорить о полном понимании не приходится. Достаточно вспомнить об общении бабушки с маленьким внуком, хозяина со своей собакой, людей с разными уровнями образования и культуры, людей разных профессий и жизненного опыта.
С другой стороны, именно «дельта непонимания», неполнота знания являются движущей силой общения, сообщая ему смысл. Вслед за акад. В.П. Зинченко, можно даже говорить об «ужасе 100-процентного понимания».
Отсюда легко можно сделать вывод о необходимости толерантности (терпимости) в общении, суверенитета как передатчика, так и приёмника. В конечном счёте диалог всегда принципиально монологичен – общающиеся анализируют иную точку зрения, сопоставляют со своей, но необязательно принимают чужую.
Понятно, что собеседники постоянно меняются ролями – приёмника и передатчика. И меняют канал связи: разговаривают на родном или неродном языках, представляют друг другу тексты, формулы, диаграммы, схемы, рисунки, графики и др.
При всей видимости равноправия партнёров общения, субординация всё-таки существует: младший по возрасту (или званию) должен чаще брать на себя роль приёмника; подчинённый должен быть предельно внимательным к словам (и мыслям) руководителя, менее информированный должен быть благодарен за высказанные суждения более компетентному.
Любая профессия оказывает существенное влияние на характеристики личности, в том числе, на способ познания, на тип мышления. Инженерная деятельность, например, не исключение: продолжительное общение с реальными или мысленными объектами, «железками», жесткая формальная логика инженерных исследований и расчетов, своеобразие стиля и языка технической литературы, освоение некоторого набора принятых в инженерной среде представлений и суждений, освоение алгоритмов принятия решений, круг профессионального общения, а главное постоянная нацеленность на достижение в первую очередь конкретного материального результата приводят к так называемому технократическому мышлению, которое диктует технократический стиль поведения.
Заметим, что технократический стиль мышления, поведения вообще-то характерен не только для «технарей», он вполне может быть присущ учителям и политикам, врачам и журналистам, управленцам (менеджерам) и даже людям искусства. Более того, многие гуманитарные предметы и дисциплины могут преподаваться и изучаться как технические – довольно распространенное проявление технократизма.
Есть и специфические формы общения. Например, акт потребления какой-либо вещи (оценки, покупки, использования) будет полно¬ценным, если есть конструктивное общение — через предмет — между соз¬дателем и потребителем. Однако для полноценного общения нужен язык, по крайней мере набор понятий, чтобы в предмете видеть то, что есть, а не только то, что бросилось в глаза с первого (а может и десятого) взгляда. Понятно, что представления о вещи рядового обывателя и дизайнера будут существенно различными.

С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
С какими людьми Вам легче общаться: старше, сверстниками, значительно младше? Какие условия необходимы для осуществления полноценного общения с конструктором промышленных роботов?
Что бы Вы хотели найти в учебниках для школьников «Твоя профессиональная карьера», «Технология профессионального успеха?
У кого Вы чувствуете себя готовым взять интервью: у Вл. Клячко, Анастасии Волочковой, Виталия Гинзбурга, Пола Маккартни, Аллы Пугачёвой, Бориса Акунина? Каким уровнем подготовленности надо обладать, чтобы они согласились дать Вам интервью?
«Не по телефону» – почему люди часто так говорят?
В чем преимущества и недостатки разговора по сотовому телефону по сравнению с сетевым?
Могли бы Вы привести примеры сильного влияния на Вас авторской ТВ-передачи?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по особенностям технологий общения людей?

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

3.2. Возможно, уже в первой четверти века школа как таковая существенно изменится: информационные педагогические технологии электронными конференциями, обучающими программами снимут необходимость посещения школы; обучающие и даже образовательные функции со школы будут сняты; основной задачей школы станет коммуникативно-воспитательная, восполняющая дефицит живого человеческого общения между людьми одного и разного возраста.
Воспитательно-образовательная среда должна будет во всей полноте реализовывать все виды общения (по схеме мира общения), инициировать его до уровня, когда именно в общении вместе (а не только рядом, как это принято в традиционной школе) ученики и учитель приближаются к познанию истины, созданию нового – здесь и сейчас – знания.
Можно предположить, что образовательная среда школы может и должна претендовать на место ядра, которое содержа¬тельными линиями распространяется на всю образовательную среду, вплоть до ее периферии, где происходит образование интегративного ассоциативного персонифицированного знания учащихся.
Грядущее информационное общество настоятельно требует отказа от информационного образования в пользу методологического, которое, с позиций педагогической кибернетики, можно представить как овладение интеллектуальными технологиями преобразования данных (сведений, сигналов) в информацию. Отсюда можно принять, что информация —структурированные с заданными целями данные, а процесс структурирования является индивидуальным творческим актом познания.
В свою очередь, информация трансформируется в знания путем размышления как над содержанием информации, так и над опытом, пробами (что, наверное, главное) применения знаний в конкретной практической многообразной деятельности.
Конечно, нельзя отмахнуться от некоторых прогнозов, согласно которым через двадцать-тридцать лет в информационном обществе проблема школьного обучения потеряет актуальность (как и создания “присутственных” рабочих мест для когнитариата) в связи с расширением дистантного образования с помощью электронных и других информационных сетей, проведения компьютерных конференций, нового витка программированного обучения с массивами обучающих программ. Быть может, предчувствие прихода высоких информационных технологий обостряет ощущение мирового кризиса традиционного образования, преодоление которого, если стоять на материалистических позициях, следует начинать, по крайней мере, с модернизации школьной среды, с заметного улучшения ее экологии с психолого-антрополого-педагогической позиции.
Экология школьного учения предполагает расширение различных видов
тренингов общения, которые входят в арсенал современных педагогических технологий.
Internet, надо признать, становится реальностью и доступным для использования в образовательном процессе. Однако его полезность определяется степенью подготовленности пользователя (как учителя, так и школьников) и четкостью задач, ставящихся учителем. В этом отношении вхождение в Internet мало чем отличается – по необходимости специальной подготовки – от просмотра учебного видеофильма или посещения специализированной технической выставки, проведения читательской конференции или дискуссии.
Без четкого сценария посещение Internet не может оказаться полезным и эффективным. При этом главным в сценарии является нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Internet?
Очевидно, что Internet главным образом будет использоваться во внешкольное время, в дополнительном образовании. Здесь наиболее перспективным можно признать подготовку и проведение тематических конференций, самообразование по индивидуальным траекториям.
Взятый в целом учебный процесс представляет собой сочетание лекций и семинарских занятий, консультаций, самостоятельной работы учащихся с учебниками и иными информационными источниками, учебно-исследовательских и научно-исс¬ледовательских работ, производственных практик, курсовых и диплом¬ных работ (проектов).
Ведущим и организующим звеном педагогического процесса (осо¬бенно в высшей школе) являются лекции. Этим, конечно, не умаляется значение самостоятельной работы, а скорее определяется роль актив¬ной, творческой позиции по отношению к изучаемым предметам. Дейс-твительно, ведь практически вся необходимая информация может быть почерпнута из литературных источников, но процесс добывания инфор¬мации потребовал бы огромных затрат времени и сил. Лекция же может быть сравнена с лоцманской картой, с помощью которой значительно легче найти правильные пути в океане знаний, научной и практичес¬кой информации.
Никакой учебник не может заменить живое слово лектора и не¬посредственное общение поколений. Лекция — один из важнейших мо¬ментов передачи эстафеты знаний, позволяющих решать две сложные и основные задачи: передачу системы знаний и воспитание позитивного отношения к предмету, формирование убеждений, мировоззрения. На хороших лекциях освещается борьба мнений по дискуссионным пробле¬мам науки, указываются важнейшие научные направления, каждая дис-циплина представляется в движении и развитии, а не как раз и нав¬сегда данное.
Лектор, чаще всего имеющий достаточный самостоятельный науч¬ный опыт и значительный объем знаний, излагает учебный материал в тщательно продуманной логической последовательности, производит внимательный отбор информации, сообщает новейшие данные. За каждым словом лектора стоит огромная работа: синтез фактических данных науки, идей и принципов, основанный на обобщении обширного матери¬ала, поиски приемов изложения, выбор иллюстраций и технических средств обучения, психологическая подготовка к лекции. Ко многим лекциям преподаватель готовится, можно сказать, всю жизнь, испыты¬вая внутреннюю потребность к чтению лекций, презентации знаний и опы¬та.
Лекция, читаемая человеком на высоком эмоциональном уровне, вызывает ответную реакцию учащихся, помогающую преодолеть защитные функции психики, вступающие в действие в случаях утомления, от¬сутствии устойчивого интереса и навыков слушания лекций.
Но каким бы блестящим лектором ни являлся бы преподаватель, лекция не оставит следа, если слушатель уподоблен магнитофону, только записывающему слова. Лекции имеют смысл только в том слу¬чае, если активизирована мыслительная деятельность студента, если лекционная информация перерабатывается, глубоко осмысливается, а в конспект лекций записываются не буквально все слова лектора, по¬добно стенографической записи, а «свернутая» студентом информация, мысли, вызванные сообщением. Другими словами, на лекциях надо со¬вершать интеллектуальную работу, фиксировать получаемые знания, планировать самостоятельную работу с литературными источниками.

С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
С какими трудностями Вы сталкивались при слушании серьёзных лекций, при просмотре ТВ-передач?
Могли бы Вы предложить рейтинг профессий, обладатели которых привлекательны для Вас как собеседники?
В какой мере имидж собеседника влияет на Ваш кредит доверия его суждениям?
Считаете ли Вы, что понятие информационной безопасности применимо к общению людей?
Что для Вас обладает большей достоверностью: чтение книги или интервью с автором этой книги?
Оцените эффективность для Вас достаточно частое цитирование поэтических строк учителем или профессором, например, математики, физики или химии?
Каков уровень восприятия Вами в общении графических текстов (рисунков, графи-ков, диаграмм, схем, чертежей и др.)?
Насколько Вам мешают незнакомые слова (термины, иностранные слова) в контексте собеседования?
Считаете ли Вы, что Ваш собеседник обязательно должен говорить достаточно Вам понятно? Не ограничивает ли это требование свободу слова Вашего собеседника?
Приёмник или передатчик в большей степени должен стремиться к повышению продуктивности в общении?
Как Вы относитесь к высказыванию: Ты есть то, что ты читаешь?
Могли бы Вы привести примеры важности общеучебных умений как коммуникативной компетентности?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по особенностям технологий общения людей в учебной деятельности?

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

4. ПРОДУКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ

4.1. Конструктивное общение почти всегда предполагает корпоративность. Существует два толкования этого понятия: узкое —чувство принадлежности и общности работников одной фирмы: широкое —то же самое в отношении занимающихся одной деятельностью (профессиональной, учебной, общественной, любительской).
Психологическая напряженность возникает между дипломированными и недипломированными работниками одной специальности; в условиях дискриминации со стороны специалистов доминирующей специальности по отношению к другим специальностям в одном коллективе; при несправедливом распределении финансовых средств между административными подразделениями; между отдельными специальностями, технологиями —при попытке разделения сфер влияния.
Все чаще происходит взаимное непонимание специалистов, разговаривающих на разных профессиональных языках, имеющих свою ментальность, разный уровень математической подготовки и разную широту кругозора, позволяющего сменить одну специальность на другую.
Один из примеров подобных столкновений: между психологами и социологами по поводу правомерности использования психологических тестов в социологической практике. Между социологами и социальными кибернетиками столкновение произошло дважды: из-за открытия социальных законов кибернетиками, а не социологами, и разных подходов к социальным явлениям, когда кибернетики более склонны их анализировать и объяснять, а социологи —оценивать, предписывать и поучать органы власти.
Культура — один из самых главных и самых скрытных психологических дестабилизаторов общения. Если понимать под культурой отражение достижений цивилизации в людях и группах людей, то общее понятие вберет в себя множество частных понятий: чистоплотность, порядок, культура речи, письма, поведения, межличностных и межгрупповых отношений, правовую, профессиональную, информационную культуру.
Избыток информации в общении (особенно в виде инструкций, указаний) очевидно будет мешать собеседникам даже больше, чем дефицит информации. При полноценном общении приходится использовать новый для собеседников тезаурус, новые понятия, лишь обозначенные в других предметных областях, то есть решать задачу вербального обеспечения представления новых интегративных знаний. В известной мере, такая задача является кибернетической.
Обратимся к кибернетическому примеру (по Г.Г. Воробьёву; кстати, автору таких книг как: Школа будущего начинается сегодня, Молодежь в информационном обществе). Если в тексте чередуются нули и единицы, то информацию несут и те, и другие. Но представим себе текст, состоящий из сплошных нулей (единиц), среди которых изредка встречаются единицы (нули). Эти редкие сигналы несут информации тем большую чем реже они встречаются.
Этой закономерности казалось бы противоречит то, что самые значимые в контексте слова — дескрипторы — повторяются много раз и из-за такой частоты не несут почти никакой информации. Однако дескрипторы приобретают значение на следующем уровне иерархии, где собеседники ищут нужную им информацию по важным для них дескрипторам, которые, в случае частого повторения, обращают на себя внимание.
Этот второй подход к оценке информации называется семантическим, когда существует необходимость соединить ожидание приема информации и реакцию на ее получение, то есть оценить степень соотношения удовлетворяемой и удовлетворенной потребности. Таким образом, в основе семантического подхода лежит соотношение ожидаемого и неожиданного. Если мы получаем все то, что мы ожидаем, это не информация (а лишь сигналы), потому что здесь нет для нас ничего нового. Если мы получаем все то, что мы не ожидаем, — это тоже не информация, потому что она не понятна и не нужна нам.
К сожалению, часто под общением понимаются попытки изменить точку зрения или имеющуюся информацию собеседника. При этом многие ссылаются на пословицу – в споре рождается истина. В общем случае, наверное, это правильно, но в частных случаях в спорах рождаются конфликт, скандал, непонимание, испорченные отношения.

С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
Насколько предвзятость и шаблоны могут снижать продуктивность общения: например, «заносчивость москвичей», «лапотность провинциалов», «отсталось стариков», «примитивность футбольных фанатов», «умничание интеллигентов» и др.?
Если есть три аргументированных точки зрения, что «Это чёрное… серое…белое», то стоит ли включаться в дискуссию с напоминанием о существовании в физике абсолютно чёрного тела?
Могли бы Вы прокомментировать слова Софокла: «Много говорить и много сказать – не одно и то же»?
Насколько Вы понимаете новостные ТВ-передачи?
Как надо владеть иностранным языком разговора, чтобы можно было оценивать продуктивность общения с соотечественником? С иностранцем?
Какие знания необходимы для конструктивного общения группы иностранцев – специалистов в области медицинской техники? Достаточно ли блестящего владе-ния английским языком?
В какой мере информационно-компьютерные технологии способствуют повышению продуктивности общения?
Считаете ли Вы обмен информацией результатом общения?

Могли бы Вы привести доказательные примеры того, что целью коммуникации является создание продукта, которым можно считать новое знание?
Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по проблеме продуктивности общения людей в различных видах деятельности?

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся.

4.2. Затраченное время окупается, если собеседование (письменное или устное, очное или дистантное имеет ценность, которая определяется выбором темы, оригинальностью авторского подхода, достаточными полнотой и глубиной раскрытия темы.
Есть довольно простой способ успешного собеседования (кстати, и выполнения учебного реферата) —адресовать его заинтересованному приёмнику, другому человеку, своему второму Я.
Подготовку реферата, реферирование будем считать творческой работой, расширяющей коммуникативное поле. Альтернативой ей будут: переписывание книг от руки, “ре-кле” (режу-клею), сканирование, перекачивание из Интернета.
Чего ждет приёмник, получатель, пользователь в общении по согласованной теме? Ответов передатчика (автора) на вопросы:
 что уже есть по этой теме?
 есть ли проблема?
 какова позиция автора?
 что автор предлагает?
 что защищает?
 что принимает и отвергает?
 насколько доказательны утверждения автора?

Культура общения с помощью письменных текстов предполагает дружелюбные отношения сторон, которые материализуются —реферат должен иметь:
• введение (обоснование выбора темы, авторская позиция, планируемые результаты и др.);
• рубрицирование текста (разделы, главы, параграфы, заголовки и подзаголовки ,выделения и др.); заключение (выводы ,что удалось и не удалось в работе),
• список использованной литературы (правильный и полный, дабы заинтересованный Читатель мог найти указанные источники);
• содержание(оглавление, указатель страниц, рубрикация).

Успешный реферат должен служить информационному обмену, общению, коммуникации: Автор проделал работу, прошел некоторый путь к персональной истине, теперь Читатель преодолеет его легче и с благодарностью.
Критерии оценки реферата, приближающегося к творческому интеллектуальному продукту, могут быть такими:

1. Актуальность и оригинальность выбора темы, практическая направленность и значимость работы для саморазвития автора;
2. Объем и полнота раскрытия темы, самостоятельность суждений, композиционная целостность текста реферата, полнота использованной литературы;
3. Уровень творчества: выявление проблемных вопросов, авторская расстановка акцентов, стилистика изложения, сопоставление различных точек зрения и подходов, фактических данных, интегративное раскрытие темы с использованием межпредметных связей и др.
4. Аргументированность предложенных суждений, необходимое цитирование источников, доказательность выводов, авторская оценка (во введение, в заключении, по тексту) целесообразности выполнения реферата.
5. Качество записки: оформление титульного листа и текста, рубрицирование и структура текста, качество возможных схем и рисунков.

Достаточно часто письменный текст (например, реферата) ложится в основу собеседования: по нему делаются сообщения, доклады, публичные выступления. Рефераты и проекты принято защищать. При этом критерии оценки защиты могут быть такими:

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объём тезауруса, убедительность и убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи, интегративность.
3. Педагогическая ориентация: культура речи и одежды, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания слушателей.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Таким образом, подготовка и защита рефератов, проектов, аналитических обзоров и др. довольно эффективно способствуют достижению важной функции общения, коммуникации – формированию и развитию критического мышления, которое по сути своей является социальным мышлением человека.
Повышению продуктивности общения способствует тщательный учёт фактора времени. 20 минут- время. Часто люди измеряют время лишь в часах, пре¬небрегая минутами. К примеру, за 20 минут можно: просмотреть конс¬пект двух предыдущих лекций или просмотреть последние номера спе¬циальных журналов, или прочитать более тридцати страниц учебника, или получить нужную книгу в библиотеке. За 20 минут можно обменяться мнениями со многими людьми по разным вопросам. Кстати, на доклад при защите дипломного проекта обычно даётся 10 минут, при защите кандидатской диссертации – 20 минут.
Нельзя копить неясные вопросы. В процессе общения неясные вопро¬сы совершенно естественны, но надо научиться чувствовать, когда доза неясных вопросов требует оперативного вмешательства- снятия их дополнительной проработкой литературы, консультацией, самостоя-тельным повторением обсужденного.
В конечном счете все гуманистические образовательные системы нацеливаются на оказание помощи и поддержки в приобретении личностью социальной зрелости, которая очевидно включает, как часть функциональной грамотности, информационную и коммуникативную культуру.
Возможно предположить, что нравственность воспитательно-образовательного процесса включает: вариативность способов присвоения знания и формирования интеллекта; плюрализм истины; коллективистский характер получения нового знания («вместе, а не рядом»); устранение традиционного доминирования монолога учителя в пользу диалога («вместе, а не под руководством»); личную ответственность получателя за достоверность и использование приобретенного знания; стимулированное стремление к сотрудничеству со «значимыми другими» (товарищи по учебной малой группе, родители, другие взрослые, учителя).

С какими из высказанных суждений Вы категорически не согласны?
Какие суждения Вы разделяете?
Насколько правомерно утверждение о том, что прислушиваться имеет смысл не ко всем точкам зрения, а только компетентных людей?
Как Вы оцениваете свой опыт выполнения рефератов, проектов и их защиты?
Хотели бы Вы поприсутствовать на защите дипломных проектов (работ), кандидатской или докторской диссертации?
Приходилось ли Вам делать дайджесты книг или журнальных статей? Приходилось ли читать дайджесты и рецензии на книги?
Насколько критерии оценки рефератов и их защиты можно использовать для оценивания беседы, лекции, выступления?
Если передача информации принципиально возможна по схеме передатчик-канал-приёмник, то «передача знания» является, вероятно, распространенной метафорой?
В какой мере Вы считаете, что общение есть путь к себе другому?

Могли бы Вы привести доказательные примеры того, что целью коммуникации является создание продукта, которым можно считать умение людей выслушивать и слышать друг друга?

Подготовьте письменно не менее ТРЕХ конструктивных вопросов по проблеме продуктивности общения людей в процессе совместной проектной или исследовательской деятельности?

Групповое занятие
— Обсуждаются версии ответов на поставленные вопросы.
— Обсуждаются ответы преподавателя на вопросы, возникшие у учащихся.
— Заслушиваются и обсуждаются подготовленные учащимися суждения.
— Проводится рейтинговая оценка творческой активности и достижений учащихся

Поделиться:

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик