Версия для слабовидящих 

Мастер-класс. Огонь, вода и медные трубы ведения тренингов

Print Friendly

Особенности проведения тренинга с подростками с осложненным поведением.

Программа занятий

Вести тренинги трудно, интересно и чрезвычайно ответственно. Нашу мастерскую мы назвали именно так потому, что в процессе подготовки и проведения программ для детей подростков, педагогов есть и огонь — символ особой энергии ведущего и группы, энергии тренингового содержания и процедур, есть и символическая “вода” — иллюстрация того, что “все течет, все изменяется”, как предметная аналогия процесса формирования посттренинговых новообразований, и, как правило, бывают в жизни ведущего и группы “медные трубы” тренингового успеха или неудач. Хочется надеяться, что работа мастерской будет творческой лабораторией для тех, кто уже ведет тренинги или готовится это делать.

Возможными темами для обсуждения в ходе мастерской могут стать такие общие и более частные вопросы, как:

— Содержание тренинговых программ для учащихся лицеев, гимназий, общеобразовательных школ.
— Соответствие содержание тренинга целям и задачам работы в конкретной группе.
— Диагностическое обеспечение тренингового процесса.
— Чередование индивидуальных и групповых форм работы в процессе отдельного занятия и тренингового цикла в целом.
— Особенности моделирования тренинговых программ (теоретический, методический, технологический аспекты).
— Особенности тренинговой работы с детьми и подростками в условиях коррекционно-развивающего обучения.
— Условия успешного проведения тренингов с учителями (особенности профессионального педагогического тренинга).
— Тренинг с подростками группы риска.
— Тренинг в смешанной группе “Родитель + подросток + педагог”.
— Конвергенция подходов при моделировании и проведении тренинговых занятий.
— Способы этической и психологической защиты при проведении тренингов.

Особенности проведения тренинга с подростками с осложненным поведением.

Я работаю в ПМС Центре “Юго-Запад”. Такие Центры призваны оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь детям и подросткам. Это государственное учреждение, в котором объединяются усилия педагогов, психологов, медиков. Наш Центр специализируется на работе с детьми и подростками в коррекционно-развивающих классах школ Юго-Западного округа город Москвы.

Групповая коррекция и психотерапевтическая работа с подростками является важной частью деятельности педагога-психолога. Это может быть работа с учащимися одного коррекционно-развивающего класса или сборная группа, составленная из числа подростков, обратившихся в Центр.

Наш опыт проведения тренингов с подростками, имеющими трудности в школе и семье, позволяет нам предположить что эти занятия будут успешными:

— если содержание и методика занятий будут четко соответствовать целям и задачам трен./циклу, адаптированным к подросткам этой категории
— если между отдельными циклами, составляющими целостную программу будет существовать преемственность
— если осуществляется поэтапное, систематичное диагностическое сопровождение тренингового процесса
— если есть ритмическое чередование разнообразных методических средств в тренинге, а также смена индивидуальных и групповых способов взаимодействия участников
— если существует особая предметно-пространственная среда тренинга
— если особым образом будет организована специальная деятельность по введению подростка в тренинговый режим и сопровождению вывода подроста из тренинга.

Тренинговые занятия могут быть включены в учебные расписания под грифом “Урок психологии”, но посещение их подростками — добровольное. Те, кто не ходит в группу (а группа открыта в течение первых трех встреч), могут получить индивидуальное задание, о результатах выполнения которого подросток будет рассказывать в ходе индивидуальных консультаций или на группе “встреч”, проходящие ежедневно во внеурочное время.

Рассмотрим особенности подготовительного этапа, предшествующего тренингу. Он предполагает включенное наблюдение, которое осуществляет ведущий тренинга в процессе уроков, перемен, спортивных соревнований, экскурсионных выездов и является важным моментом подготовительной работы. Встреча с группой, разъяснение целей и задач групповой работы помогают сформировать у подростков установку на будущее взаимодействие в ходе занятий. В этот период времени школьный психолог и социальных педагог под руководством специалиста-диагноста Центра проводят комплексное диагностическое обследование всех учащихся в коррекционно-развивающих классах. Наиболее важным этапом в подготовительный период является индивидуальная встреча ведущего и будущих участников группы

Работая с подростками в тренинговом режиме, мы обращаем внимание на протекание динамических процессов. Их анализ позволяет нам выделить 2 аспекта: скорость формирования новообразований у участников группы (самоконтроль, рефлексия, ценностные ориентации и др.) и динамику отношений между подростками в группе. Проиллюстрируем это на примере работы с 8-м классом школы № 115

Количество часов варьировалось от 60 до 144 часов. Так, например, коррекционная программа для восьмиклассников школы № 115 “Юго-Западного” округа состояла из четырех циклов.

Первый цикл – это “Тренинг жизненных умений” (модификация программы Life skills) – 42 часа.

Второй цикл – “Тренинг развития ценностных ориентаций” (авторская программа) – 36 часов.

Третий цикл – “Тренинг личностного роста (модификация программы А.С. Прутченкова) – 36 часов.

Четвертый цикл – “Думая о будущем или футуропрактика для подростков” (авторская программа) – 20 часов.

Включение во II и IV цикл тем, касающихся осознания жизненного пути подростками и проекции будущего, обосновано не только психологическими особенностями подросткового возраста, но и нашими социологическими исследованиями жизненных планов подростков группы риска. Анализ результатов исследования позволяет отметить у них нежелание задумываться над будущим, некритичную оценку собственных возможностей. Испытывая большие сложности в усвоении школьной программы, наши испытуемые, тем не менее, в качестве предполагаемой профессии указали такие как юрист-консультант, менеджер по рекламе, банковский служащий и т.п. В далеком будущем (через 15 лет) подростки видят себя директорами фирм, банков и т.д. Однако, они оказываются не в состоянии проанализировать средства достижения этих результатов, степень приложенных усилий и необходимые личностные ресурсы.

Поэтому ведущие используют следующие методические ходы. Участникам предлагается проследить этапы постановки жизненных целей и способы их достижения у каких-либо исторических персонажей. У кого-то из них жизнь была насыщенной и полной побед. В этом случае подростки сами определяют условия достижения успеха. Ведущий же помогает им осознать, что воспитание таких качеств, как целеустремленность, работоспособность, терпение, умение адекватно оценивать свои способности являются залогом жизненного успеха. Таким же образом предлагается проследить жизненный пусть неуспешных людей. На этом этапе важно использовать портреты известных людей, их письма, мемуары, воспоминания о них.

Следующий шаг в этой работе – анализ подростками собственного жизненного пути от рождения до 15 лет. Здесь мы используем прием рисования жизненного пути в виде географической карты, на которой горам и равнинам соответствуют успехи и неудачи подростков. Затем к этой карте подростки прикрепляют свои фотографии разных возрастов. Таким образом, осуществляется вывод подростков в рефлексивную позицию по отношению к собственной жизни. Художественные средства и музыка, которая сопровождает рисование, облегчают подростку процесс осознания себя в прошлом и настоящем, помогают сориентировать его на позитив в будущем.

Объем материалов, возможных к представлению на конференцию, к сожалению, не позволяет остановиться на подробном описании упражнений, используемых нами в ходе занятий с подростками (часть этих упражнений описаны в специальной литературе, с некоторыми из них мы познакомились на семинарах, частично это — авторская разработка).

Программа занятий
Тренинга ценностных ориентаций дляподростков с нарушениями адаптации (2-й тренинговый цикл)

Занятие № 1

Тема: “Будем знакомы. Создание благопристойного психологического климата в группе”.

Примечание: Если тренингу ценностных ориентаций не предшествовал коммуникативный тренинг, то содержание вводного и заключительного занятий этого цикла, в основном, совпадают с содержанием занятий № 1 и 2, описанных в программе коммуникативного тренинга.

В случае, когда тренинг ценностных ориентаций является логическим продолжением занятий 1-го цикла, то на первом занятии необходимой представляется групповая процедура обмена мнениями участников о наиболее значимых для них событиях, произошедших со дня последней встречи.

Ведущий обращает внимание участников на способы применения ими полученного на занятиях опыта в обыденной жизни. Затем формулируются цели очередного тренингового цикла, обсуждается режим работы. Полезны здесь могут быть рефлексивный упражнения.

Занятие № 2

Тема: “Что такое ценность. Цена и ценность”.

Материалы: метроном, часы, слайды С. Дали “Время”, “Роза”, портрет Струйской (С.Рокотов) , карточки с заданиями, аудиозапись Ф. Шопена, Дж. Леннона, Niwsna, стеклянная бутылка с запиской.

Упражнение “Письмо в бутылке” (Примечание: Ведущий обращает внимание участников на обстоятельства , делающие эту записку ценной для них.), Упражнение “Магазин одной покупки”, Упражнение “Подарок по кругу” и пр.

Рефлексивное упражнение “Для меня имеет цену… Для меня является ценностью…”.

Домашнее задание: “Корзина проблем для друзей”

Занятие № 3

Тема: “Я и другие”. “Осознание проблем в отношениях с людьми”.

Упражнение “Мои проблемы”, Упражнение “Комплимент”, Упражнение “Я вижу, он видит. Я чувствую, он чувствует Я делаю, он делает” и др.

Домашнее задание: “Телефон доверия”.

Примечание: Поскольку эта программа проводится после тренинга формирования социальных умений, то на этом этапе необходимо помочь подросткам обобщить уже имеющейся у них опыт получения обратных связей. Задача ведущего – разнообразить формы обратной связи (монологи и диалоги участников, аудио и видео записи, письмо-послание ведущих и другие). Важное место здесь занимает использование объектов (пальчиковые куклы, маленькие игрушки и т.д.). участник может идентифицировать себя с объектом и из этой роли получать или давать обратную связь. Возможно также, что идетифицируется с объектом только ведущий, а подросток высказывается, оставаясь самим собой.

Занятие № 4

Тема: “Я благодарен тебе…Ты благодарен”. “Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности”.

Упражнение “Особые дары”, Упражнение “Чувства без слов”, Упражнение “Принц и нищий”, Упражнение “Грани сходства” и пр.

Домашнее задание “Письмо в детство”.

Занятие № 5

Тема: “Я это делю потому, что… Я не делаю этого, так как…”, “Мотивы наших поступков”.

Упражнение “Мотивы наших поступков”, Упражнение “Волшебный стул”, Упражнение “Разговор с мудрецом” и пр.

Домашнее задание “Рог изобилия”.

Занятие № 6

Тема: “Ценности и трудности”. Ответственность за свои поступки.

Упражнение “Мои идеальный день”, Упражнение “Необитаемый остров”, Упражнение “Кольцовка конфликтных ситуаций” и пр.

Домашнее задание “На золотом крыльце сидели…”.

Занятие № 7

Тема: “Я и мир, я и другие, я и я сам”.

Упражнение “Я реальный. Я идеальный”, Упражнение “Телеграммы”,Упражнение “Воздушный шар” и пр.

Домашнее задание “Составить письмо другу, проходящему курс реабилитации в наркологическом диспансере (отбывающему наказание в ИТК)”.

Занятие № 8

Тема: “Преступление и наказание”. “Подросток и наркотики”.

Упражнение “А может быть или вопросы наоборот”.

Домашнее задание Составление своего сценария видеофильма “Легко ли сделать выбор?”.

Занятие № 9

Тема: “Он и она”. Осознание мотивов межличностных отношений.

Упражнение “Ромео и Джульетта”, Упражнение “Вернисаж”.

Примечание: Занятия 8-10 предполагают информирование участников о подходах различных специалистов к проблемам юношеской сексуальности, алкоголизации и наркотизации подростковой среды. Используемые методы: групповая дискуссия, информация ведущего или приглашенных специалистов, ролевые монологи участников, индивидуальная и групповая рефлексия, использование специальных видеоматериалов. Возможно приглашение (с разрешения группы) юноши или девушки прошедшего реабилитационный курс по избавлению от зависимости.

Занятие № 10
(Заключительное)

Тема: “Я в группе. Группа во мне”.

Цель: Закрепить приобретенные навыки и умения участников, завершить работу тренинговой группы, оказать необходимую психологическую поддержку, продемонстрировать значимость ценностных отношений в жизни подростка.

Упражнение “Здравствуй, мне очень нравится” , Упражнение “Волшебный магазин”, Упражнение “Карнавал масок” и пр.

Поделиться:

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик