Версия для слабовидящих 

Карта наблюдения Стотта

Print Friendly

Вступительный комментарий
Метод наблюдения в исследовании личности имеет большие возможности, но, к сожалению, его потенциал зачастую используется явно недостаточно. Необходимо сказать, что педагогическая деятельность зачастую используется явно недостаточно. Необходимо сказать, что педагогическая деятельность по своей сути такова, что педагогу вольно или невольно приходится наблюдать личность учащегося в том или другом виде деятельности, разных ситуациях общения и поведения.
Иногда считают, что метод наблюдения не позволяет четко структурировать и формализовать информацию. Однако на самом деле этого легко достичь, для этого разработаны различные методики, схемы. Вашему вниманию предлагается методика «карта наблюдения Стотта», которая и является одной из таких методик.
Эта методика предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников:
которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) — это так называемые «трудные дети».
Которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.
Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов — особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК). В каждом СК есть перечень особенностей поведения ребенка. Каждый СК пронумерован и имеет собственное название
Как заполнять
1. При заполнении карты наблюдения необходимо взять бланк (таблица 1) и отметить наличие какой-либо особенности поведения знаком «+», а его отсутствие знаком «-».
2. Каждая особенность поведения имеет неодинаковый информативный вес (за одну особенность поведения дается 1 балл, за другую — 2 балла), поэтому необходим перевод первичных показателей в сырые баллы (таблица 2).
3. В каждом СК баллы по образцам поведения суммируются. Т.е. каждый СК получает определенное количество баллов.
4. Затем баллы по каждому СК переводятся в проценты. Проценты показывают насколько сильно выражен определенный СК от максимально возможной выраженности. Для перевода в проценты пользуются таблицей 3.
5. Для каждого СК числовые шкалы (от 0% до 100%) разбиты на пять интервалов:
0-20% — слабая выраженность данного качества.
20-40% — заметная выраженность.
40-60% — сильная выраженность
60-80% — очень сильная выраженность.
80-100% — чрезмерная выраженность качества, когда оно уже перерастает в другое качество (например, бережливость перерастает в жадность).

Карта наблюдения
—————1—————
1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.
2. Плачет, когда ему делают замечания.
3. Никогда не предлагает никому помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.
4. Ребенок подчиненный (соглашается занимать не всегда благоприятные позиции, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).
5. Слишком тревожен, чтобы быть послушным.
6. Лжет от страха.
7. Любит, если ему оказывают симпатию, но не просит о ней.
8. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей, хотя его товарищи часто это делают.
9. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков.
10. Имеет только одного хорошего друга и можно сказать, игнорирует других одноклассников.
11. Хочет быть замеченным прежде, чем поздоровается с учителем.
12. Не приближается к учителю по собственной инициативе.
13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то.
14. Легко становится «нервным », плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
15. Легко отказывается от активного участия в игре.
16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.
17. Очень мало разговаривает, «слова из него не вытянешь».
—————2—————
1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.
2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи, либо нет.
3. Старательность в школьных занятиях изменяется почти ежедневно.
4. В играх иногда активен, иногда апатичен.
5. Временами проявляется отсутствие интереса во время свободных занятий.
6. При выполнении ручной работы иногда очень старателен, иногда совсем нет.
7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.
8. Впадает в бешенство, спровоцированный другими.
9. Может работать в одиночестве, но не обладает достаточной энергией.
10. В ручной работе проявляет недостаток физических сил.
11. Вял, безынициативен в классе.
12. Апатичен, пассивен, невнимателен.
13. Проявляет внезапные спады энергии.
14. Движения замедлены.
15. Слишком апатичен, чтобы чем-нибудь расстраиваться
16. Взгляд «равнодушный».
17. Всегда ленив в играх.
18. Часто мечтает наяву.
19. Говорит не выразительно, бормочет.
20. Вызывает усталость (угнетенный, несчастный), редко смеется.
—————3—————
1. Никогда ни с кем не здоровается.
2. Не реагирует на приветствие.
3. Не реагирует дружелюбно и доброжелательно на других людей.
4. Избегает разговоров, «замкнут» в себе.
5. Мечтает и занимается чем-либо иным, а не школьными занятиями.
6. Абсолютно не заинтересован ручной работой.
7. Не проявляет интереса к коллективным играм.
8. Избегает других людей.
9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.
10. Совершенно изолируется от других детей, к нему невозможно «приблизиться».
11. Производит впечатление совершенно не замечающего других детей.
12. В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы разговора.
13. Ведет себя подобно «настороженному животному».
—————4—————
1. Очень охотно исполняет свои обязанности.
2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителям.
5. Часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки и т.д.
6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.
9. Всегда находит предлог занять учителя своей персоной.
10. Постоянно нуждается в контроле и помощи со стороны учителя.
11. Добивается симпатии учителя, подходит нему с различны ми мелкими делами и жалобами на товарищей.
12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно своей особой).
13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.
14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает никаких стараний со своей стороны в этом направлении.
15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы обратить на себя внимание взрослых и приобрести их симпатию.
16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.
—————5—————
1. Переменчив в настроении.
2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в «хорошем» настроении.
3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.
4. Часто находится в плохом настроении.
5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.
6. Временами очень сердечен, временами равнодушен, когда просит учителя о чем-либо.
7. Иногда стремится поздороваться с учителем, а иногда избегает этого.
8. Может выражать злость и подозрительность в ответ на приветствие.
9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.
10. Очень переменчив в поведении, иногда производит впечатление человека, умышленно плохо выполняющего работу.
11. Портит общественную и частную работу.
12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.
13. Подозрителен, в особенности, когда защищается от предъявленных ему обвинений.
14. Бормочет под нос, когда чем-то неудовлетворен.
15. Негативная позиция, если ему делают замечания.
16. Временами лжет спонтанно и без затруднений.
17. Время от времени (раз или два) ворует деньги, сладости, ценные предметы.
18. Всегда на что претендует и всегда считает, что несправедливо наказан.
19. «Дикий» взгляд, смотрит исподлобья.
20. Очень не послушный, не соблюдает дисциплину.
21. Агрессивная позиция (кричит, угрожает, применяет силу).
22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительны ми типами».
23. Очень часто ворует деньги, сласти, ценные бумаги.
24. Ведет себя непристойно.
—————6—————
1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.
2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.
3. Проявляет наклонность «прикидывается дурачком».
4. Слишком смел (рискует без надобности).
5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством.
6. Любит быть в центре внимания.
7. Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя.
8. Старается занять ответственный пост, не боится, что не справится с ним.
9. Хвастается перед другими детьми.
10. Паясничает (строит глупые и клоунские мины).
11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
12. Одевается вызывающе.
13. Нравится портить общественную собственность.
14. Дурацкие выходки в группе.
15. Подражает хулиганским проделкам других.
—————7—————
1. Не заинтересован в учебе.
2. Работает в школе тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют.
3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют.
4. Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
5. Не будучи застенчивым, никогда не просит о помощи.
6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.
7. Не проявляет заинтересованности ни в одобрении, ни в неодобрении со стороны взрослых.
8. Минимальные контакты с учителем, хотя с другими людьми они в норме.
9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
10. Списывает домашнее задание у других.
11. Берет чужие книги без разрешения.
12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
13. Хитрый, непорядочный (в играх с другими).
14. Плохой спортсмен (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).
15. Не может прямо смотреть в глаза другому.
16. Скрытен и недружелюбен.
—————8—————
1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.
2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.
3. Докучает другим детям, пристает к ним.
4. Ссорится, обижает других детей.
5. Пытается своими замечаниями создать трудности у других детей.
6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
7. Находится преимущественно в плохих отношениях с другими детьми.
8. Докучает более слабым детям.
9. Другие дети его не любят или даже не терпят.
10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается, использует опасные предметы в качестве орудия драки).
—————9—————
1. Очень неряшлив.
2. Отказывается от контакта с другими детьми способом, который для них очень неприятен.
3. В ручной работе легко бросает начатое дело при неудачах.
4. Совершенно не владеет собой в играх.
5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши книги, другие предметы.
6. Безответственный в ручной работе.
7. Нестарателен в школьных занятиях.
8. Слишком беспокойный, чтобы мог работать в одиночку.
9. Не может в классе быть внимательным или слишком долго на чем-то сосредоточиться.
10. Не знает, что с собой поделать, ни на чем не может остановиться, хотя бы на относительно короткий срок.
11. Слишком беспокойный, чтобы запоминать указания или замечания, полученные от взрослых.
—————10—————
1. Играет игрушками, слишком детским для его возраста.
2. Любит игры, но быстро теряет к ним интерес.
3. Речь похожа на речь ребенка более раннего возраста.
4. Слишком незрел, чтобы мог прислушиваться и следовать указаниям.
5. Играет исключительно или преимущественно с детьми более младшего возраста.
6. Слишком тревожен, чтобы на что-то решиться.
7. Другие дети докучают ему (он является «козлом отпущения»).
8. Раз или два пытался прогуливать уроки.
9. Часто опаздывает.
10. Уходит с отдельных уроков.
11. Неорганизован, разболтан, несобран.
12. Ведет себя в группе как отверженный.
—————11—————
1. Заикается, запинается, «слова из него не вытянешь».
2. Говорит беспорядочно.
3. Часто моргает.
4. Выполняет бесцельные движения руками, имеют место разнообразные «тики».
5. Грызет ногти.
6. Ходит, подпрыгивая.
7. Сосет палец (старше 10 лет).
—————12—————
1. Часто отсутствует в школе — полдня или целый день.
2. Отсутствует в школе по несколько дней.
3. Родители сознательно лживо оправдывают отсутствие ребенка в школе (например, заболел).
4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.
5. Неряшлив, «грязнуля».
6. Выглядит очень плохо питающимися.
7. Гораздо некрасивее других детей.
—————13—————
1. Очень отстает в учебе.
2. Умственное развитие значительно ниже, чем у сверстников.
3. Совершенно не умеет читать.
4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.
5. Совершенно не понимает математики.
6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.
7. Просто глупый.
—————14—————
1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.
2. Задержки полового развития.
3. Проявляет извращенные наклонности.
—————15—————
1. Неправильное дыхание.
2. Частые простуды.
3. Частые кровотечения из носа.
4. Дышит через рот.
5. Склонность к заболеванию ушей.
6. Склонность к кожным заболеваниям.
7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.
8. Частые головные боли.
9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.
10. Болезненные, покрасневшие веки.
11. Очень холодные руки.
12. Косоглазие.
13. Плохая координация движений.
14. Неестественные позы тела.
—————16—————
1. Плохое зрение.
2. Слабый слух.
3. Слишком маленький рост.
4. Чрезмерная полнота.
5. Прочие ненормальные особенности телосложения.

1. НД = «недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям».
Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость.
2. О = «ослабленность».
Проявления апатии, пониженного настроения. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлением энергетичности и активности. Симптомы 9-20 говорят о более выраженной депрессии.
3. У = «уход в себя».
Избегание контактов с людьми, самоустранение. Реакция защиты по отношению контактов с другими, не принимает проявляемую другими симпатию.
4. ТВ = «тревога за принятие взрослыми».
Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 — ребенок старается убедиться, принимают ли его взрослые. Симптомы 7-10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослых. Симптомы 11-16 — проявляет большое беспокойство о том, принимают ли его взрослые.
5. НВ = «неприятие взрослых».
Проявляется в различных формах, от избегания учителя, подозрительности, до неконтролируемой враждебности.
6. ТД = «тревога за принятие детьми».
Беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности.
7. А = «асоциальность».
Недостаток социальной нормативности. Связан с неуверенностью в одобрении взрослых, которая выражается в различных нормах негативизма. Симптомы 1-5 — отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 — у более старших детей эти симптомы могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 — отсутствие моральной «щепетильности» в мелочах.
8. КД = «конфликтность с детьми».
Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы.
9.Н = «неусидчивость».
Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания. Неприспособленность и избегание долговременных усилий.
10. ЭН = «эмоциональная незрелость».
Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмонациональному перенапряжению (стрессам). Проявление тревожности в поведении, склонности к слезам.
11. НС = «невротические симптомы».
Включают признаки невроза, преимущественно неврозо-навязчивых состояний: частое моргание, обгрызывание ногтей, сосание пальцев и т.д.
12. С = «среда».
Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейный круг.
13. УР = «умственное развитие».
Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития.
14. СР = «сексуальное развитие».
Фиксирует общую оценку темпам и направленности полового развития.
15. Б = «болезнь».
Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание ребенка, но, конечно, нельзя поставить точный диагноз.
16. Ф = «физическое развитие».
Обращает внимание на ненормальности телосложения, слабое зрение и слух.

untitled-1

Поделиться:

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик