Гиперактивные дети в школе
Практически в каждом первом классе с начала учебного года выделяются дети, которые находятся в постоянном движении: даже сидя, без конца меняют положение тела, играют то ручкой, то собственными пальцами, отвлекаются, а на переменах вступают в драки и бегают до пота.
На уроках реагируют на любой раздражитель, не могут сосредоточиться, плохо переключают внимание, у них ужасный почерк. Иногда эти дети могут ходить по классу во время урока, заглядывать в тетрадки одноклассников или в окно. И товарищи их не очень жалуют, потому что такие дети вспыльчивы, могут кривляться, даже в игре не соблюдают правил.
Я, как психолог, могу дополнить учительские наблюдения следующей информацией об этом ученике: повышенная раздражительность, повышенные контактность и конфликтность, частая смена настроений, высокая утомляемость, склонность к агрессивным реакциям, тревожность, нарушения восприятия, несформированность некоторых мыслительных операций.
Таких детей называют гиперактивными, сверхподвижными или детьми с синдромом дефицита внимания. Понятно, что гиперактивный ребенок в условиях школы сразу являет собой «группу риска» и с легкостью в короткий срок переходит в разряд трудных.
Причины этого очевидны: дети с синдромом дефицита внимания доставляют массу хлопот педагогам, у которых накапливается раздражение против «необузданных питомцев», постоянно нарушающих «воспитательные» правила и запреты, имеющих к тому же и низкие учебные
результаты.
Соответственно, ребенок начинает получать огромные порции негативного внимания от учителя (а от родителей, скорее всего, получал и раньше!) в виде бесконечных замечаний, назиданий, запретов, упреков. Все это снижает самооценку ребенка, вызывает агрессию как форму защитного поведения (беда только в том, что со временем агрессивная реакция теряет свой
защитный характер и становится чертой характера ребенка).
Почему же у гиперактивного ребенка не получается не вертеться, не отвлекаться, успокоиться, сосредоточиться, как того требует взрослый? Может, он просто «вредничает» или ленится?
Нет! Ибо в основе всех перечисленных проявлений лежит пусть небольшое, но все же органическое поражение ЦНС (например, как следствие тяжелого протекания беременности). Но то, как проявляется биологическая особенность, зависит, конечно, от социальной среды, в которой оказывается ребенок. И понятное нам всем раздражение взрослых формирует многие
негативные особенности в характере этих детей. Обратим внимание, к примеру, что требование детского сада лежать тихо и неподвижно в сон — час, если не спишь, просто невыполнимо для гиперактивного ребенка. Он, естественно, шумно возится и будит всю группу. Нетрудно догадаться, какова будет реакция воспитателя… Таким образом, эти дети имеют дефицит ровного эмоционального отношения взрослого, дефицит так необходимого ребенку принятия со стороны взрослого (да, пожалуй, и со стороны сверстников) еще до школы. Школа же с ее высокими
требованиями к произвольной регуляции, произвольному вниманию, с ее ограничениями с первых же дней двигательной активности ребенка еще больше усугубляет ситуацию.
Что же делать? Безусловно, гиперактивный ребенок требует совместной работы школьного психолога, учителя, психоневролога (или детского невропатолога) и часто логопеда, ибо синдрому дефицита внимания сопутствуют сложности с артикуляцией, неважный фонематический слух и т.п.
Для нормального развития, для коррекции этих проявлений учителю и родителям важно понимать ситуацию и принимать ее, то есть быть терпимыми и отслеживать, осознавать то раздражение, которое возникает в адрес ребенка. Стоит обсудить с родителями опасности распространенной позиции: «Не хочу такого ребенка, какой есть. Он должен стать таким, как я
хочу». Прогноз же при соответствующих усилиях весьма благоприятен.
Итак, терпимость, осознание сущности трудностей — необходимое условие педагогической коррекции синдрома дефицита внимания. «Не задергать» — вот девиз для работающих с гиперактивными детьми. Стоит также обсудить с родителями возможность и углубленной консультации у невропатолога, ибо, кроме психологической и педагогической коррекции не исключена и медикаментозная (такие дети часто имеют повышенное внутричерепное давление).
Существуют правила, которые стоит соблюдать при организации школьной жизни гиперактивного ребенка. Они несложные, но дают хороший эффект.
1. Ребенок нуждается в двигательной разрядке.
Поэтому, во избежание хаотических перемещений по классу во время урока стоит направить его энергию в нужное русло: пусть у этого ребенка будет возможность встать, чтобы раздать тетрадки, листочки, намочить тряпку (пусть даже уже влажную) и вытереть доску.
2. Не стоит затягивать нахождение этого ребенка в школе при большом скоплении людей.
3. Этого ребенка надо обучать «владению телом», лучше всего подходят ритмика, занятия Ушу.
4. «Дозированное» выполнение домашних заданий. Не следует затягивать процесс выполнения за счет бесконечных переписываний; во время подготовки необходимо делать передышки. Основной принцип при подготовке: «Мало, но часто».
5. Не перегружать и без того «дефицитное» внимание ребенка множеством раздражителей: давать одно задание на определенный срок.
6. Планировать работу ребенка, при выполнении задания осуществлять пошаговый внешний контроль за его работой.
7. Избегать частых порицаний, упреков. Итак, очевидно, что дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в индивидуальном подходе.
Как общаться с агрессивным ребенком.
Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию.
При этом можно достаточно жестко пресечь агрессивные действия или (если это не повлечет серьезного вреда для самого ребенка и окружающих) игнорировать эти действия, не попадаясь на уловку.
Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:
1) обучение детей контролю за своими эмоциями и способами отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих людей (эта стратегия используется, если агрессия проявляется в прямой форме). Например, нужно учить ребенка преобразовывать прямую агрессию в косвенную с помощью предметов-заменителей, выплескивать внутреннее напряжение через активные действия, занятия спортом, подвижные игры, проявление символической агрессии;
2) развитие у ребенка умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (для этого используются прослушивание спокойной музыки, фантазии-визуализации, медленные танцы, специальные дыхательные упражнения, методы аутотренинга и т.п.);
3) обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству В результате этих действий происходит преодоление противоречий, предотвращение конфликтов в будущем.
Гуманистические рекомендации.
Используйте «я-послания», избегая «ты-осуждений», то есть сообщайте о своем чувстве, не обвиняя партнера, а делясь с ним переживанием.
Осуществляйте «мы-подход», говорите о вашей с партнером («нашей»!) ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант, дайте партнеру свободу выбора.
Говорите открыто, дружелюбно, искренне; будьте «конгруэнтны» — ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.
Выражайте свою эмоцию, отражайте ее, не пытайтесь занять позу всепрощения, если она не отвечает вашим подлинным переживаниям.
Однако самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.
Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) — это главное условие предотвращения агрессивности.