Версия для слабовидящих 

Адаптация в широком смысле

Print Friendly

Возможности психолого-педагогической поддержки учащихся,
реализуемые в Московской Государственной Педагогической Гимназии –Лаборатории №1505

Сразу оговоримся, что в нижеследующей статье мы будем обсуждать далеко не все возможные аспекты деятельности учебного заведения по психолого-педагогической поддержке учащихся, так как это невозможно сделать в столь небольшой работе. Стоящая перед нами задача значительно скромнее. Мы стремимся определить дополнительные возможности данного вида деятельности, предоставляемые спецификой педагогической профильности Московской государственной педагогической гимназии-лаборатории №1505 (далее – МГПГ-Л)

Выражение “психолого-педагогическая поддержка” звучит достаточно необычно. По крайней мере, следует признать, что в педагогической литературе оно употребляется не слишком часто. Это отнюдь не означает, что подобный аспект педагогической деятельности не имеет распространения в практике учебных заведений. Он подразумевается, реализуется, но практически никогда не проговаривается. И именно недостаточная артикулированность, а, следовательно, и организованность, практики психолого-педагогической поддержки учащихся делает ее недостаточно эффективной. Следует отметить также кажущийся парадокс психолого-педагогической поддержки, который заключается в том, что критерием ее эффективности можно считать все возрастающую самостоятельность “поддерживаемых” учащихся. Однако, если вспомнить, что несамостоятельность, а в некоторых случаях и “выученная беспомощность”, являются производными как от тотального контроля и организации деятельности, так и от полного отсутствия такового, то мы признаем, что именно оптимальный в каждом конкретном случае уровень поддержки является важным фактором становления самостоятельной личности.

Учитывая, что сложные процессы, связанные с психолого-педагогической поддержкой учащихся, в реальной практике взаимосвязаны в единое целое, мы вынуждены, для организации излагаемого материала, произвести их категоризацию на три блока (см. таблицу).

Обозначим первый блок как необходимость “учить учиться”. С одной стороны, он подразумевает помощь в освоении учащимися оптимальных, в ряде случаев индивидуальных, способов работы с получаемой информацией. Здесь мы имеем в виду междисциплинарные знания и навыки работы с учебным материалом вообще, в отрыве от конкретного содержания того или иного предмета. Например, сюда входят навыки работы с научным текстом, составления конспектов, анализа и обобщения материала, при исследовании неизвестного объекта, упражнения по развитию произвольного внимания, воображения и многое другое.

Работа в данном направлении в МГПГ-Л уже ведется. В 1996/97 учебном году в пятом классе был проведен курс по развитию познавательных процессов, по оригинальной программе, составленной Савиной О.О. Анализ результатов показал эффективность данного курса, который будет продолжен в 1997/98 учебном году в пятом и шестом классах. Элементы аналогичного курса будут использованы в ходе психолого-педагогического тренинга во вновь набранном седьмом классе.

С другой стороны, можно отметить желательность обучения гимназистов эффективному изложению усвоенного материала. Тут важны и умения организации монологического выступления, и навыки дискуссионного взаимодействия, подразумевающего не только умение излагать свою точку зрения, но и умение слушать и слышать мнение оппонента. Помощь в овладении подобными умениями и навыками гимназисты получают на некоторых из занятий по психологии и педагогике.А. «Учить учиться» В. Социальная «Адаптация» учащихся С. Психолого-педагогические дисциплины
1. Содействие становлению высших бессознательных процессов 1. Отбор абитуриентов 1. Формирование у учащихся психолого-педагогического тезауруса
2. Навыки изложения материала 2. Первичная адаптация 2. Психологическое просвещение
Возможность рефлексии своего внутреннего мира
Осмысление некоторых социо-психологических аспектов окружающего мира
Развитие уверенности в общении и взаимодействии с окружающими
3. Психологическое сопровождение учебного процесса 3. Психолого-педагогическая помощь в ходе всего периода обучения
«ученик-центрированное» обучение
индивидуальные психологические консультации 3. Педагогическое просвещение
способность к рефлексии учебного процесса (см. А/п.4)
Осмысленный выбор продолжения обучения по пед. профилю (см. В/п.4)
4. Осознанная деятельность в системе «ученик-учитель» 4. Профконсультации 4.

Направление деятельности, выделенное в данном блоке, является потенциальным резервом повышения успеваемости за счет увеличения эффективности, а не интенсивности учебной деятельности. Его освоение и развитие требует длительной работы и предполагает необходимость сотрудничества психологической службы, преподавателей различных дисциплин и администрации гимназии.

Следующий большой блок, центральный при анализе психолого-педагогической поддержки, зачастую определяется как единственная составляющая данной работы. Условно обозначим его как блок “содействия адаптации учащихся”. Причем здесь мы подразумеваем как социальную адаптацию вновь набранных гимназистов к новому месту обучения, так и адаптацию учащихся к новым требованиям, которые встают перед ними на различных этапах взросления. При таком подходе мы можем проследить основные этапы данного процесса для обучающихся в гимназии:

– В первую очередь, это этап отбора, учитывая, что набор в МГПГ-Л осуществляется на конкурсной основе. Правила отбора, при их соответствии дальнейшим требованиям, предъявляемым к нынешнему абитуриенту при последующем обучении в гимназии, определяют, среди прочих, успешность адаптации к гимназической жизни. В течение последних четырех лет в отборе участвуют психологи. Осознание необходимости в психологической диагностике абитуриентов представляет собой итог анализа успеваемости, учебных и личностных трудностей учеников, требований педагогов к ученикам. Концепция отбора, претерпевшая ряд изменений за последние годы, еще находится на стадии формирования. Существует ряд вопросов, которые требуют научно-исследовательского подхода к решению этой проблемы. Множество экспериментальных курсов, насыщенность учебных программ, нетрадиционные подходы к преподаванию обуславливают повышенные требования к психофизическим, познавательным и личностным качествам гимназистов. Педагогический профиль гимназии задает проблему как можно более раннего определения способностей и склонностей учащихся. На сегодняшний день цели психодиагностической процедуры связаны не только с рекомендацией ребенка в гимназию, но и определением факторов риска, “проблемных” моментов в адаптационный период. Одно из перспективных направлений исследований — предварительный прогноз успешности в обучении.

– Сразу после поступления вновь набранные гимназисты сталкиваются с рядом требований, зачастую весьма серьезно отличающихся от тех, что были в предыдущем учебном заведении. Им необходимо познакомиться с новыми одноклассниками, учителями, найти свое место в учебном коллективе и в гимназии в целом. Обозначим эту ситуацию как этап первичной адаптации. Наша задача в этой ситуации в том, чтобы по возможности облегчить ученикам процесс первичной адаптации, помочь им в приобретении необходимых средств, знаний и навыков, для эффективного достижения стоящих перед ними целей. И здесь необходимы как усилия психологов, например в проведении адаптационных тренингов, так и содействие администрации по организации “щадящего” режима обучения в течении этого периода. Психологический контроль за ходом адаптации новых учеников (5, 8, 10-е классы) предполагает реализацию нескольких практических, теоретических и методических задач: сохранение контингента, отслеживание возрастных и индивидуальных особенностей, влияющих на адаптационные процессы, выявление субъективных и объективных критериев успешности/неуспешности, создание и отработка методического аппарата для психологического обеспечения более быстрого и эффективного включения ребенка в данный коллектив и учебный процесс. В настоящее время в гимназии проводится комплекс мероприятий по адаптации:

1. С учениками — социально-психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации
2. С родителями — индивидуальные консультации и тематические выступления психологов на родительских собраниях
3. С учителями — совместные психолого-педагогические семинары, ведение совместно с кураторами “Карты наблюдения за ребенком, вызывающим тревогу”.

В ходе всего последующего обучения в стенах гимназии, взрослея, ученики еще неоднократно могут сталкиваться с трудностями, когда помощь если и не необходима, то весьма желательна. Человек, растущий как личность, постоянно приспосабливается к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами. Это происходит на разных возрастных этапах: при смене ведущих мотивов, развитии потребностно-ценностной сферы, столкновении со все более многочисленными и сложными, часто противоречивыми требованиями со стороны сверстников, родителей, учителей. По сути, речь идет о мероприятиях органически вытекающих из работы на предыдущем этапе “первичной адаптации”. И тут особое значение имеет имидж психологической службы, ее некоторая дистанцированность как от педагогического коллектива, так и от администрации, что повышает вероятность обращения учащихся за помощью в психологическую службу гимназии.

Говоря о адаптации в широком смысле этого слова, мы не должны забывать и то, что успешность адаптации учащихся по завершению гимназии во многом зависит от того, насколько подготовленными к решению самых насущных проблем они вышли из стен гимназии. И тут особое место занимает проблема профессионального выбора. Способность к успешному профессиональному самоопределению закладывается в процессе всего обучения в гимназии. Она начинается с первых возможностей самостоятельного выбора некоторых учебных предметов и едва ли завершается в ходе индивидуальных профориентационных консультаций.

Помимо практической работы необходимо теоретическое осмысление эффективности подобных мероприятий. Поэтому в течение года ведется изучение эмоционального состояния учащихся, развития познавательных процессов, динамики отношений в классе. В качестве перспективы можно говорить о создании банка данных, что позволит набрать необходимый для статистического анализа объем материала, сопоставлять данные о развитии ребенка с момента поступления в гимназию до ее окончания.

Третий блок рассматриваемых нами вопросов затрагивает преподавание психолого-педагогических дисциплин, что отражает специфику педагогического профиля гимназии. Развернутая программа преподавания психолого-педагогических дисциплин, включающая помимо обязательных предметов спецкурсы по выбору, ряд студий, работу по написанию дипломов и рефератов, дает самые широкие возможности для обучения заинтересованных гимназистов. Но даже в своем минимуме она позволяет сформировать у учащихся основы психолого-педагогического тезауруса, что в значительной степени повышает их возможности самостоятельного взаимодействия с этими областями знаний.

Помимо этого, в ходе преподавания психолого-педагогических дисциплин, решаются некоторые более частные задачи. Так психологическое просвещение развивает возможности учащихся как к рефлексии своего внутреннего мира, так и способность к осмыслению некоторых психологических аспектов окружающего их социального мира. Некоторые из психологических занятий оказывают значительное влияние на развитие у учащихся компетентности и уверенности в общении и взаимодействии с окружающими.

Педагогическое просвещение связано как с развитием у учащихся способности к рефлексии учебного процесса, так и с осознанным выбором ряда гимназистов дальнейшего обучения по педагогическому профилю.

В заключение следует отметить, что все вышеуказанные аспекты психолого-педагогической поддержки учащихся требуют дальнейшей разработки. И хотя работа по развитию этих аспектов педагогической деятельности в МГПГ-Л ведется уже в течение ряда лет, потребность и возможность их оптимизации сохраняется. Да и вряд ли возможно в данном случае достижение идеала. В качестве особо перспективных направлений, требующих особого внимания в ближайшем будущем можно выделить занятия в младших классах по содействию становлению высших познавательных процессов, проблемы отбора абитуриентов, помощь в первичной адаптации гимназистов. Особо следует отметить богатые, и пока не до конца раскрытые возможности, которые предоставляет выездная педагогическая практика десятиклассников с подшефными младшими классами.

Литература
1. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. ЛГУ.1985.
2. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск.1993.
3. Кон И.С. В поисках себя. М. Изд. Политическая литература.1984.
4. Кон И.С., Лосенков В.А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования.// Проблемы
общения и воспитания. Тарту, 1974 ч.2
5. Кон И.С. Психология старшеклассника. М. Просвещение. 1982
6. Лукьянова З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми./Вопросы психологии. 1989 №3.
7. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассника. М. 1981.
8. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М. Интерпракс.1994.
9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.1989

Поделиться:

Ваш отзыв

 
 
 
 

Смотрите также

Счетчик